Безвестное исчезновение

Обстоятельства безвестного исчезновения людей (лиц) в России и меры по противодействию безвестному исчезновению

Безвестное исчезновение

Юридические статьи Криминалистика Обстоятельства безвестного исчезновения людей (лиц) в России и меры по противодействию безвестному исчезновению

КРИМИНАЛИСТИКАИсмаилов Ч. М.В статье проанализированы обстоятельства безвестного исчезновения людей в России. Указанные обстоятельства сгруппированы в зависимости от комплекса мер, необходимых для их розыска. Рекомендованы меры по противодействию безвестному исчезновению, в том числе обосновано включение в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления мер по социальной защите прав лиц группы риска. Обоснованы предложения по совершенствованию законодательства в сфере розыска безвестно исчезнувших лиц.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за по­следние годы количество безвестно пропавших лиц в РФ еже­годно составляет от 70 до 100 тыс. человек в год. Количество разыскиваемых от года до 15 лет с учетом прошлых лет состав­ляет более 120 тыс. За десятилетие в три раза возросло коли­чество лиц, объявленных в розыск с возбуждением уголовного дела (с 4584 до 13200).

По оценкам экспертов, примерно половина лиц по заре­гистрированным сообщениям о пропаже без вести устанавли­ваются без возбуждения уголовных дел и заведения розыскных дел, а 15-20 % из объявленных в розыск безвестно исчезнувших лиц становятся жертвами преступлений – убийств, изнаси­лований, причинения тяжкого вреда здоровью, похищений, принуждения к занятию проституцией и использования раб­ского труда и т.д.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства.

В целях оптимизации розыска и принятия мер по проти­водействию безвестному исчезновению актуальными являют­ся вопросы анализа причин и обстоятельств их исчезновения, исследования, чем оно вызвано, определения (выбора) опти­мальных форм и средств правовой охраны.

С учетом этого раз­работка теоретических положений, которые могут послужить основой для выработки правильных (оптимальных) управлен­ческих, законодательных решений, направленных на оптимиза­цию розыска и принятия комплекса мер по противодействию безвестному исчезновению, а также мер по реабилитации разы­сканных лиц, попавших в сложную ситуацию, в том числе лиц, ставших жертвами преступлений, является востребованным.

Сам по себе анализ причин и обстоятельств исчезновения людей является серьезной предпосылкой их розыска, входя­щей в предмет, можно сказать, сопутствующего и дополни­тельного правового регулирования в оперативно-розыскном и в уголовном процессе.

В структуру предмета законодательства, регулирую­щего розыск исчезнувших лиц, входят еще и отношения, связанные с анализом обстоятельств, выявлением причин и условий безвестного исчезновения.

Независимо от того, за­креплены ли они прямо в соответствующем законе или вы­текают из норм закона, наличие (относимость) их к законо­дательству, регулирующему розыск безвестно исчезнувших лиц, невозможно отрицать.

К таковым к предмету регули­рования оперативно-розыскного и уголовно-процессуаль­ного права необходимо отнести отношения, направленные на выявление обстоятельств исчезновения людей (п. 4 ч. 1 ст. 12 и п. 12. ч. 1 ст.

13 Закона «О полиции»), причин и условий, способствовавших совершению преступления (замаскиро­ванных под безвестное исчезновение), и их предупреждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Указанные оперативно-розыскные и уголовно-процессу­альные отношения, как правоотношения, выступают средства­ми правового регулирования реальных общественных отно­шений и направлены на профилактику преступлений, стало быть, на защиту прав и свобод гражданина, и в случаях без­вестного исчезновения.

Обстоятельств безвестного исчезновения великое множе­ство и они носят индивидуальный характер применительно к конкретным ситуациям и случаям.

Как представляется, в наиболее обобщенном виде указан­ные обстоятельства можно сгруппировать в зависимости от комплекса мер, необходимых для розыска безвестно исчезнув­ших лиц.

1. Криминальное исчезновение, в том числе расценива­емое в международном праве как насильственные исчезнове­ния.

2. Исчезновение, не зависящее от воли и сознания (недо­бровольное исчезновение): малолетние, больные, страдающие психическим заболеванием, амнезией и т.д., а также внезапно исчезнувшие без видимых к тому причин с места постоянного проживания несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ, интернатов, детских домов, бежавшие из приемников-распре­делителей и специальных образовательных учреждений.

3. Псевдоисчезновение (добровольное исчезновение), ко­торое выступает таковым до установления добровольности, в силу неведения заявителей, родственников.

4. Утратившие связь с близкими родственниками (если они имеются) или условно-добровольное исчезновение.

5. Исчезновение в результате аварий, катастроф (челове­ческий фактор).

6. Исчезновение в результате стихийных бедствий, техно­генных катастроф.

7. Исчезновение в связи с военными действиями и специ­альными операциями.

8. Необъяснимые исчезновения.

9. Персонификация личности по трупу.

• Под безвестное исчезновение могут быть замаскиро­ваны в том числе преступления, предусмотренные статьями 105-110, 126 УК РФ, подследственные следователям СК России, а также преступления, подследственные дознавателям и сле­дователям МВД России (части 1-3 ст. 111, части 2, 3 ст.

117, ст. 127, ст. 127, 127, 264 УК РФ и др.) т.е. обстоятельствами исчез­новения являются совершение в отношении них преступле­ний.

Такие лица являются жертвами преступлений, но в силу отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, считаются безвестно исчезнувшими.

В последние годы был предпринят комплекс мер, на­правленных на укрепление учетно-регистрационной деятель­ности.

Хотя они нацелены на реализацию конституционных прав граждан, в первую очередь, на защиту жизни, здоровья, в том числе и в связи с рассмотрением сообщений о безвестном исчезновении, кардинальным образом проблема полноты учета, своевременности регистрации и проверки сообщений не решена.

Об управляемости статистики регистрируемой преступности, которая в юридической литературе получила название «использование лукавых цифр», и об актуальности проблемы свидетельствуют статистические данные. На остро­ту проблемы обращено внимание Ю. В.

Торопиным, который указывает, что в России за последнее десятилетие количество зарегистрированных заявлений, сообщений о преступлениях за 10 лет увеличилось на 10 млн., а показатель зарегистриро­ванной преступности сократился до уровня 1992 г., т.е. сниже­ние имеет место с 3,8 млн. в 2006 г. до 2,6 млн. – в 2010 г.

Из анализа норм международного права, раскрывающих содержание понятия «насильственное исчезновение», видно, что под ним понимается арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме представителями государства или же при поддержке государства, при последу­ющем отказе признать факт лишения свободы или сокрытия данных о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, вследствие чего это лицо оставлено без правовой защиты, т.е. совершение преступления должностными лицами государ­ственных органов или при их пособничестве.

Аналогично раскрывается понятие «насильственные ис­чезновения» и в Модельном законе «О лицах, пропавших без вести» (принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г.

По­становлением 31-17 на 31-м пленарном заседании Межпарла­ментской Ассамблеи государств – участников СНГ).

В указан­ных международных правовых актах предусмотрены вопросы розыска лиц, пропавших без вести, в условиях вооруженного конфликта или насилия внутри страны, а также защита прав и интересов лиц, пропавших без вести, и их родственников.

По оценкам специалистов, с 1980 г.а в 90 государствах было зарегистрировано более 51 тыс. случаев насильственных исчезновений людей, а с учетом нестабильности, новых кон­фликтов за рубежом, в том числе с участием граждан России в неправительственных вооруженных формированиях (около 2 тыс. граждан России в Сирии), можно прогнозировать рост насильственных исчезновений.

Розыск без вести пропавших лиц закреплено и в других международно-правовых соглашениях.

Так, Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 дека­бря 1966 г., провозглашает право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека (ст.6), а также право любого человека на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 17).

Таким образом, в международном праве насильственное исчезновение рассматривается в узком плане, связанное с во­оруженными конфликтами либо как совершенное представи­телями власти, и не включает в себя иные формы криминаль­ного исчезновения, которые также являются насильственными исчезновениями.

• Недобровольные исчезновения, не зависящие от воли и сознания: малолетние, больные, страдающие психическим заболеванием, амнезией и т.д., а также внезапно исчезнувшие без видимых к тому причин с места постоянного проживания несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ, интернатов, детских домов, бежавшие из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений.

Обстоятельствами исчезновения является возраст (мало­летние) или состояние здоровья, которое не позволяет им со­общить о себе сведения.

К группе риска необходимо отнести лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Так, по сообщению главного психиатра Минздрава РФ З. Кекелидзе на открытии Пятого национального конгресса по социальной психиатрии, в помощи врачей-психиатров в на­шей стране в той или иной степени нуждается 14 процентов населения или около 21 миллиона жителей страны, более 4 млн человек в России страдают психическими расстройства­ми, т.е. 3,5 процента населения.

Источник: https://www.eurasialegal.info/index.php/legal-articles/153-2012-10-03-10-05-15/4968-2016-02-16-06-43-00

Утверждена Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц

Безвестное исчезновение

Министерством внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации утвержден приказ от 16 января 2015 г. № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц».

Согласно Инструкции, сообщения о пропаже будут проверяться независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения. В ходе проверки подробно будут выясняться обстоятельства, относящиеся к событию исчезновения лица, сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, а также круг его связей.

Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России принимает необходимые меры в ходе приема такого сообщения, информирует следователя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, а также определяет состав следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.

В случае если сообщение о безвестном исчезновении лица поступает в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, то об этом незамедлительно уведомляется оперативный дежурный соответствующего территориального органа МВД России.

Данным документом определяется подробный перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение гражданина с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у пропавшего значительных денежных средств и другие.

При этом указанный перечень не является исчерпывающим.

При наличии указанных обстоятельств следователь Следственного комитета, получив сообщение, производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой.

Проверка сообщения, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении в отношении без вести пропавшего лица преступления, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом соответствующий орган внутренних дел.

Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел принимает соответствующее решение по находящемуся в его производстве сообщению о безвестном исчезновении гражданина и заводит розыскное дело.

При возбуждении уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела.

Сообщение, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета Российской Федерации и органом внутренних дел Российской Федерации, вместе с материалами проверки направляется прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.

Персональная ответственность за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении возлагается на руководителей органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Контроль за деятельностью следователя в период проверки возлагается на соответствующих руководителей следственных органов Следственного комитета.

Названные руководители по согласованию проводят заслушивания следователя и сотрудника оперативного подразделения. При необходимости могут быть заслушаны иные должностные лица, участвующие в проверке сообщения о безвестном исчезновении лица.

Надзирающие прокуроры принимают необходимые меры к организации систематического прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и настоящей Инструкции.

В целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску без вести пропавших лиц, изучают дела оперативного учета не позднее 10 суток после их заведения, в последующем с периодичностью не реже одного раза в квартал.

Не реже одного раза в полугодие, проводят анализ состояния законности в данной сфере и по результатам принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.

Источник: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-648832/

Понятия безвестного отсутствия и без вести пропавшего

Безвестное исчезновение

Безвестное отсутствие — установленный в судебном порядке факт длительного отсутствия человека в месте его постоянного жительства.

В ОРД под без вести пропавшим понимают человека, исчезнувшего внезапно без видимых к тому причин, место нахождения и судьба которого для родных или окружающих неизвестны (несовершеннолетние, ушедшие из дому, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временной изоляции и специальных образовательных учреждений; психически больные, ушедшие из дому или медицинского учреждения и др.).

По гражданскому праву признание человека безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение одного года в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания (п. 1 ст. 42 ГК РФ).

Гражданин, о месте пребывания которого нет сведений в месте его жительства в течение пяти лет (а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев), может быть объявлен судом умершим (п. 1 ст. 45 ГК РФ). Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45). Общая характеристика розыска без вести пропавшего.

Розыск без вести пропавшего — это поиск и обнаружение лица (лиц), исчезнувшего с постоянного места пребывания по не известным для окружающих (близких) причинам.

При организации розыска без вести пропавшего немаловажен учет конкретных обстоятельств, в силу которых лицо исчезло.

Ими могут быть: наступление смерти от несчастного случая, болезни или престарелого возраста; потеря ориентации в пространстве из-за психического заболевания, стихийного бедствия или того, что заблудился на местности; совершение преступления. Причинами исчезновения лица может послужить также тайное от окружающих вступление в брак или лечение, нежелание находиться вместе с родственниками или близкими и др.

Исходя из конкретной обстановки, необходимо исследовать соответствующие материалы и документы (учеты задержанных органами милиции, доставленных в приемники-распределители, лечебные учреждения, морги и т.п.).

Полученные в результате розыска без вести пропавшего лица данные могут представляться в суд для установления юридических фактов — признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Общая характеристика производства розыска без вести пропавшего.

Розыск лиц, без вести пропавших, является одной из задач ОРД (ст. 2 ФЗ об ОРД), реализация которой возложена на органы внутренних дел.

Розыск проводится на основании заявления заинтересованного гражданина (например, кого-либо из родственников) или администрации соответствующего учреждения (например, психоневрологического стационара, дома престарелых). Розыск проводится без возбуждения уголовного дела.

Приняв заявление (сообщение) о безвестном исчезновении человека, дежурный по органу внутренних дел обязан зарегистрировать его в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. Затем заполняется формализованный бланк протокола заявления.

Для проверки заявления проводят опросы лиц, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения.

Пропавший человек проверяется по соответствующим учетам (бюро регистрации несчастных случаев, задержанных и арестованных, медицинских вытрезвителей, спецприемников для административно арестованных и приемников-распределителей). О приметах пропавшего ориентируют наряды патрульно-постовой службы.

Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводят в органе внутренних дел, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее место пребывания (нахождения) разыскиваемого.

Основанием для заведения розыскного дела на без вести пропавших являются

  • заявление или сообщение о (об): пропавшем без вести;
  • утрате связи с родственниками по прямой линии (мать, отец, сын, дочь и т п.);
  • несовершеннолетнем, ушедшем из дому, школы-интерната, детского дома или бежавшем из приемника-распределителя либо спецшколы,
  • психически больном, ушедшем из дому или специального медицинского учреждения, где он содержался

Розыскное дело не заводят на человека, пропавшего при очевидных обстоятельствах (железнодорожное, морское, речное крушение или и авиационная катастрофа, стихийное бедствие, гибель в водоеме и т.п.

), подтвержденных необходимыми документами или показаниями свидетелей, но труп которого не был обнаружен.

Опознавательную карту на него выставляют в информационный центр по общим правилам с отметкой «Без заведения розыскного дела».

Розыск человека, потерявшего связь с родственниками, проводят оперативные подразделения органа внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя.

Лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах криминального свойства, объявляется в федеральный и межгосударственный розыск сразу же вместе с заведением розыскного дела, при иных обстоятельствах — после трех месяцев с момента объявления местного розыска.

При обнаружении совершеннолетнего и не психически больного без вести пропавшего или утратившего связь с родственниками орган внутренних дел должен сообщить заявителю об этом только при согласии обнаруженного лица.

Производство розыскного дела на без вести пропавшего может быть приостановлено по истечение пяти лет, если объективно исчерпаны возможности для его обнаружения.

При наличии вновь открывшихся обстоятельств розыск подлежит возобновлению.

Розыскное дело на без вести пропавшего допустимо прекратить по истечение 15 лет со времени объявления в розыск при условии, что уголовное дело по этому факту не возбуждалось.

Вопросы для повторения

1. Что понимают под удостоверительно-розыскной работой? Какое место она занимает в ОРД? 2. Где нормативно определена удостоверительно-розыскная работа? 3.

Какие основные направления выделяют в удостоверительно-розыскной работе? 4. Каковы общие правила установления личности по неопознанным трупам и лиц, объективно не могущих сообщить о себе установочные данные?

5.

Каковы общие правила розыска лиц, пропавших без вести?

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и документы

1. ФЗ об ОРД (ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 7). 2. УПК (ст. 178). 3. ГК РФ (п. 1 ст. 42, ст. 45). 4.

Инструкция «Об организации и тактике установления личности граждан по не опознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения» (приложение № 2 к приказу МВД России от 5 мая 1993 г. № 213).

5.

Совместное указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. № 83136 и МВД России от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести».

Дополнительная литература

Источник: https://infopedia.su/6x5fec.html

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц

Безвестное исчезновение

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Кор: Что явилось причиной разработки приказа?

А.Г.

: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Кор: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

А.Г.

: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности). 

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела. 

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Кор: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

А.Г.

: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. 

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью. 

Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Кор: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

А.Г.

: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории. 

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Кор: Вы отметили, что приоритетом является своевременность принятия розыскных мер. Как это сочетается с бытующим мнением о том, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток? 

С данным вопросом связан другой: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приеме заявления. Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник.

А.Г.

: Относительно первой части вопроса скажу сразу, что суждения по поводу трех суток вымышлены, они под собой не имеют правовой основы.

Именно поэтому в Инструкции установлено, я цитирую ее пункт 3: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г.

№ 736, заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно.

Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.

д.) лишен права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

Кор: Куда следует обратиться гражданину, если пропал его близкий человек?

А.Г.

: С учетом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России.

Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган.

Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счете направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Кор: Каков алгоритм реагирования на заявления о безвестном исчезновении гражданина?

А.Г.

: Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации». 

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем.

При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. 

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Кор: Как быть, если возникает спор относительно компетенции различных правоохранительных органов?

А.Г: Взаимодействие основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – органов внутренних дел.

В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передает соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

Кор: Когда приказ вступит в законную силу?

А.Г.

: Мы надеемся, что приказ успешно пройдет государственную регистрацию в Минюсте России, после чего он будет опубликован в установленном порядке и по истечении десяти дней вступит в силу.

ДПД МВД России

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Dogovorno_pravovoj_departament/Publikacii_i_vistuplenija/item/3080881

Розыск лиц, пропавших без вести

Безвестное исчезновение

Розыск без вести пропавшего заключается в осуществлении комплекса поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, внезапно исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам.

Длительный период количество без вести пропавших доходило в России до 17 тыс. человек в год. Общее число неразысканных лиц за последние 10 лет составило более 100 тыс. человек.

Категории лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не тождественны.

Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с гражданским законодательством по заявлению заинтересованных лиц при условии, если в течение года в месте жительства гражданина пет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ).

В связи с этим процедура розыска без вести пропавшего предшествует признанию лица безвестно отсутствующим, что основывается на необходимости защиты интересов личности, его жизни, здоровья и безопасности.

Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить исчезновения: 1) по причине, не связанной с криминальными действиями; 2) вследствие совершенного в отношении пропавшего преступления.

Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.

); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей. Однако, по социологическим данным, 80% граждан, пропавших без вести, являются жертвами преступлений1См.: Гыске А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества: Монография. М., 2001.

С. 41..

К признакам, дающим основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся:

  • отсутствие причин к отъезду;
  • наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;
  • наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время;
  • наличие угроз в адрес исчезнувшего лица и др.

Исследования в данном направлении показывают, что большинство пропавших без вести составляют мужчины — 69%. Чаще всего исчезают лица молодого возраста до 25 лет — 46%, от 26 до 40 лет — 31, старше 60 лет — менее 5%.

Пропавших без вести лиц, ставших жертвами преступлений, обнаруживают в лесу, ноле (43%), водоеме (24%), в общественных местах (15%), в земле (10%), по месту жительства (1%); в иных местах (7%).

Организация розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы по месту их исчезновения.

В системе ОВД розыск пропавших без вести граждан возлагается на подразделения уголовного розыска2В ст. 3 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» закреплено право частных детективов по предоставлению услуги — поиска без вести пропавших граждан.. Эффективность работы его сотрудников обеспечивается следующими условиями:

  • незамедлительным реагированием дежурных частей ОВД и подразделений уголовного розыска о фактах безвестного исчезновения граждан;
  • целенаправленным осуществлением первоначальных ОРМ и следственных действий;
  • активной и планомерной работой по розыскным делам;
  • комплексным использованием в процессе розыска оперативных, процессуальных, криминалистических средств и методов;
  • использованием при установлении без вести пропавших лиц помощи общественности, государственных органов и СМИ (печать, радио, телевидение).

Основанием для начала розыскных действий является заявление (сообщение) заинтересованных граждан (родственников). К заявлению прилагаются имеющиеся фотоснимки, документы и иные предметы, которые могут обеспечить розыск пропавшего без вести.

Дежурный по ОВД регистрирует полученное заявление, которое рассматривается в следующем порядке:

  • при отсутствии свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего и при наличии одного из криминальных признаков исчезновения возбуждается уголовное дело;
  • при неустановлении места нахождения лица и отсутствии признаков преступления выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое является основанием для заведения розыскного дела.

Комплекс ОРМ по заведенному в отношении исчезнувшего лица розыскному делу включает установление факта смерти пропавшего без вести, а также установление личности неопознанных трупов в целях их идентификации с разыскиваемыми лицами.

Для установления разыскиваемого лица оперативными сотрудниками изучаются его взаимоотношения с родственниками, знакомыми, сослуживцами, прежние преступные связи. С помощью оперативных мер получаются сведения о возможной причастности разыскиваемого к совершенным преступлениям, состоянии его здоровья и т.п.

В целях проверки поступившего заявления (сообщения) проводятся опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего. Осуществляются выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого, осмотр его жилища и проверка мест его возможного нахождения.

Без вести пропавший в обязательном порядке проверяется по учетам:

  • задержанных и арестованных, доставленных в приемник- распределитель;
  • информационных центров УВД и ГИАЦ МВД России;
  • паспортно-визовой и адресно-справочной служб;
  • лечебных учреждений, моргов и т.п.

Кроме того, пропавшее лицо проверяется по учетам Бюро регистрации несчастных случаев.

При наличии предположения, что пропавшее лицо оказалось в условиях, угрожающих его жизни или здоровью, и во всех случаях исчезновения малолетних детей ОВД должны привлекать специальные службы спасения (МЧС) и проводить поисково-спасательные мероприятия в малолюдных и труднодоступных местах. Все полученные данные о безвестном исчезновении лица включаются в суточную информацию о происшествиях.

В процессе розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать (отождествить) разыскиваемое лицо и др.

Существенное значение для отождествления разыскиваемых лиц имеет Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации».

Идентификационная защита граждан может способствовать установлению скрывшегося подозреваемого, без вести пропавшего гражданина, лица, которое не может сообщить о себе установочные данные в силу возраста или травмы, а также позволяет найти пропавшего среди неопознанных трупов.

Отождествление личности без вести пропавших лиц может осуществляться;

  • посредством опознания по признакам внешности (живых, погибших лиц, их фотографий и видеоизображений);
  • информационного поиска по АИПС и картотекам ОВД;
  • исследования биологических объектов, фотоснимков, рентгенограмм.

Проблема розыска лиц, пропавших без вести, самым тесным образом связана с установлением личности граждан по неопознанным трупам. Это обусловлено тем, что абсолютное большинство из числа установленных неопознанных трупов были объявлены в розыск как пропавшие без вести.

Поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении трупов регистрируются в книге учета сообщений.

Установление личности граждан по неопознанным трупам является одним из направлений деятельности розыскных подразделений уголовного розыска.

Организация данного процесса включает решение таких основных задач, как; а) надлежащее документирование трупа на месте происшествия; б) транспортировка трупа к месту его судебно-медицинского исследования; в) хранение в условиях, обеспечивающих замедление гнилостных изменений; г) организация предъявления для опознания; д) осуществление криминалистических и судебно-медицинских исследований с целью отождествления личности по неопознанному трупу.

На место обнаружения трупа направляется следственная оперативная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотрен ном ст. 178 УПК РФ.

При наружном осмотре неопознанного трупа на месте происшествия или в морге обращается внимание на находящиеся при нем документы (письма, удостоверение, фотографии, квитанции, рецепты, записные книжки и др.

), а также вещи, которые могли бы способствовать установлению личности гражданина (именные часы, мобильный телефон), предметы одежды, обнаруженные на трупе и возле него.

Обнаруженные предметы изымаются в целях опознания личности трупа.

Руководитель следственно-оперативной группы при осуществлении осмотра организует:

  1. выполнение обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки до и после туалета трупа;
  2. дактилоскопирование или диагностическое исследование в целях получения пригодных для идентификации отпечатков кистей рук неопознанного трупа;
  3. изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаруженных на трупе и на месте происшествия, чтобы подготовить их для опознания и экспертных исследований.

При осмотре трупа с участием судебно-медицинского эксперта для занесения в протокол устанавливаются: пол, возраст, телосложение, цвет волос, длина тела, наличие татуировок, ампутаций, пороки развития, физические недостатки и т.п.

В необходимых случаях информация об обнаружении трупа неизвестного гражданина может быть доведена до населения с помощью СМИ (печати, радио, телевидения).

Основные усилия сотрудники уголовного розыска сосредоточивают на установлении личности убитого и возможности его идентификации с лицом, которое может быть в числе без вести пропавших.

При этом комплекс оперативно-поисковых мероприятий включает в себя:

  • оповещение личного состава ОВД об обнаружении трупа неизвестного гражданина;
  • проверку обнаруженного лица по учетам ИЦ УВД, ГИАЦ МВД России;
  • проверку отпечатков пальцев трупа по дактилоскопическому учету;
  • направление сообщений об обнаружении трупа в другие территориальные подразделения ОВД;
  • проверку по учетам стационарных лечебных учреждений;
  • выявление оперативно-розыскным путем и опрос лиц, видевших разыскиваемое лицо.

При отождествлении личности неопознанных трупов граждан и без вести пропавших лиц широко используется метод дактилоскопии. Однако в 1983 г. в Англии был открыт новый метод идентификации личности, получивший условное название «генная идентификация».

Данный метод обладает высокой точностью и эффективностью и заключается в исследовании генетического кода, который является неповторимым для каждого индивида.

В качестве исходного материала для определения генетического кода достаточно предмета, которым пользовался исчезнувший человек: обувь, расческа, носовой платок и др.

В случаях, когда установить личность не удалось и труп не идентифицирован в течение пяти суток (в исключительных случаях в срок не более 10 суток), заводится дело по установлению личности гражданина по неопознанному трупу.

Указанное дело может прекращаться по следующим основаниям: а) в связи с установлением личности; б) по истечении пяти лет с момента заведения.

Если в ходе мероприятий по установлению личности выясняется, что смерть наступила насильственным путем, то в соответствии с УПК РФ решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

При поступлении в розыскные подразделения информации об обнаружении больного или ребенка, не способных сообщить о себе никаких сведений, сотрудниками уголовного розыска проводятся следующие мероприятия:

  • опрос лиц, первыми обнаруживших неизвестного больного или ребенка;
  • установление обстоятельств появления, пребывания обнаруженного лица в данной местности;
  • осмотр одежды, вещей обнаруженного больного в целях нахождения в них документов, которые могут способствовать установлению личности;
  • фотографирование по правилам опознавательной фотосъемки;
  • проверка данных об устанавливаемом лице по учетам ОВД, журналам регистраций жалоб и заявлений, учетам лиц, пропавших без вести, местных лечебных учреждений, детских домов, спецшкол и иных учреждений;
  • передача в необходимых случаях сведений об обнаружении лица в СМИ;
  • организация доставки неопознанного малолетнего ребенка в возрасте до трех лет в медицинское учреждение, а несовершеннолетних лиц — в приемник-распределитель и др.

Взрослые лица с признаками психического заболевания, если по заключению психиатров они не нуждаются в госпитализации, с санкции прокурора помещаются в приемник-распределитель. Если время пребывания больного в приемнике-распределителе истекло и личность его установлена через органы социальной защиты, принимаются меры для помещения его в интернат для психически больных.

Таким образом, розыскная работа является разновидностью правоохранительной деятельности и сочетает в себе комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.

Источник: https://alldetectives.ru/ord/ispolzovanie-chastnykh-teorij-i-uchenij-dlya-povysheniya-effektivnosti-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/teoriya-rozysknoj-raboty/rozysk-lits-propavshikh-bez-vesti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.