Гос аккредитация образовательного учреждения

Что такое аккредитация учебных заведений? Нужна ли аккредитация для ДПО

Гос аккредитация образовательного учреждения

В новостях часто мелькают заголовки о том, что то или иное образовательное учреждение лишилось аккредитации. Что это означает? Нужна ли аккредитация учреждению дополнительного образования (ДПО) и как проверить, есть ли у него лицензия? Если вы планируете поступать куда-либо, эта информация может вам пригодиться.

Аккредитация учреждений образования: что это такое?

Начнем с того, что в России действуют федеральные образовательные стандарты – это эталон, которого обязаны придерживаться все учебные заведения в стране. Так вот, государственная аккредитация учреждений образования является своеобразным знаком качества.

Она подтверждает, что учебное заведение обучает своих студентов именно в соответствии с федеральным стандартом, преподаватели на занятиях дают нужные знания, организация обеспечена материально-техническими средствами, учебными пособиями и методическим материалом.

Кроме вузов, процедуре подвергаются организации, которые обучают по программам среднего профобразования в сферах ядерной энергетики, обороны, транспорта и связи, безопасности. Качество подготовки студентов не проверяется.
Как правило, аккредитация учреждения проводится раз в пять-шесть лет (конкретных программ – после их выпуска). После этого образовательная организация может пройти аккредитацию повторно.При этом, если у учебного заведения есть филиалы, каждый из них должен быть аккредитован отдельно. 

Занимается аккредитованием и выдачей лицензий на образовательную деятельность Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а все данные заносятся в специальный Реестр образовательных учреждений.

Обязательна ли аккредитация образовательного учреждения?

Обучать студентов без аккредитации по основным образовательным программам учреждение может. Однако ему запретят:

  • выдавать дипломы государственного образца (выпускники получат дипломы установленного образца, которые котируются не у всех работодателей);
  • давать студентам отсрочку от армии;
  • участвовать в конкурсе на установление контрольных цифр приема за счет бюджетных денег по направлениям, которые не одобрил Рособрнадзор.

Информация о наличии образовательной лицензии и аккредитации в обязательном порядке должна находиться на сайте учебного заведения. Еще один способ – заглянуть в Реестр организаций с аккредитованными программами: http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/.

Худшее, что может случиться со студентами – это если вуз (ссуз) не прошёл государственную аккредитацию в установленные сроки. В этом случае учить он имеет право и даже может выдать диплом об образовании. Только вот будет он уже не государственного, а установленного образца.

В этом случае учредитель учебного заведения должен перевести в другой вуз (ссуз) ровно на такую же образовательную программу, где аккредитация имеется. Если аккредитации лишился филиал учебного заведения, то доучиться можно пройти в головном учреждении.

Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?

В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой. 

Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия – это не одно и то же.

Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке.

Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу. Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве.

Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца – только установленного.

Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».

Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).

Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях. В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.

Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.

Важно: общественная аккредитация учреждений допобразования не приравнивается к государственной и не дает предусмотренные ею «льготы».

Учреждение ДПО должно в обязательном порядке разместить информацию о лицензии на своем сайте. Как правило, учебные центры выкладывают и сканы документов со всеми сведениями. Их можно проверить также на сайте Рособрнадзора в Реестре образовательных учреждений.

Источник: https://kedu.ru/press-center/articles/chto-takoe-akkreditatsiya-uchebnykh-zavedeniy-nuzhna-li-akkreditatsiya-dlya-dpo/

Государственная аккредитация образовательных учреждений

Гос аккредитация образовательного учреждения

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа либо государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги (жалоба).

Предметом жалобы являются следующие решения и действия (бездействие):

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых для предоставления государственной услуги предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, государственного гражданского служащего в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в уполномоченный орган в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем с использованием официального сайта уполномоченного органа, порталов государственных и муниципальных услуг.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 88 Регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа либо государственного гражданского служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа либо государственного гражданского служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае если принятие решения по жалобе не входит в компетенцию уполномоченного органа, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации уполномоченный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицом уполномоченного органа (уполномоченное на рассмотрение жалоб должностное лицо).

Уполномоченное на рассмотрение жалоб должностное лицо обеспечивает:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 91 Регламента.

Жалобы на решения, принятые руководителем уполномоченного органа, подаются:

  • высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
  • в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены уполномоченным органом.

В случае обжалования отказа уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных уполномоченным органом опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 97 Регламента, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицом.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 97 /Регламента, в письменной форме.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 97 Регламента, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалоб должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;.
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Уполномоченный орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Заявитель имеет право обжаловать решение уполномоченного органа по жалобе в досудебном (внесудебном) порядке.

Обжалование решения уполномоченного органа по жалобе (обжалование) подается непосредственно руководителю уполномоченного органа.

Подача и рассмотрение обжалования осуществляются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим разделом при подаче и рассмотрении жалобы, при этом обжалование рассматривается непосредственно руководителем уполномоченного органа.

По результатам рассмотрения обжалования руководитель уполномоченного органа принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе, принятое руководителем уполномоченного органа, может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в уполномоченном органе, официальном сайте уполномоченного органа, порталах государственных и муниципальных услуг.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Источник: https://gu.spb.ru/188361/traditional/

Аккредитация вуза: что это такое, как проходит, как проверить и что делать студенту, если вуз лишили аккредитации

Гос аккредитация образовательного учреждения

Студенты привыкли относиться к своему университету как к надежному и стабильному учреждению. Однако в некоторых случаях вуз может прекратить образовательную деятельность. Чаще всего это происходит потому, что университет не проходит аккредитацию. Мы объясним, что значит это слово и подскажем, что делать студенту, если институт лишили аккредитации.

Больше студенческих секретов и лайфхаков доступно подписчикам нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь и будьте в курсе новостей из мира образования.

Что такое аккредитация вуза

Аккредитация учебного заведения — это документальное подтверждение того, что данный вуз соответствует образовательным стандартам, установленным государством.

Чтобы понять, что такое аккредитация вуза простыми словами, расшифруем это официальное определение. Тогда станет ясно, что аккредитация — это право вуза учить студентов и выдавать им диплом государственного образца.

Если университет или академия не прошли аккредитацию или были ее лишены, их выпускники могут получить только диплом собственного образца. Однако такой документ чаще всего не рассматривается работодателями.

Есть и другие проблемы: со свидетельством негосударственного образца нельзя поступать в магистратуру, аспирантуру или получать второе высшее образование.

Как проходит аккредитация вуза

Государственная аккредитация вуза проходит в несколько этапов.

Сначала, когда вуз только открывается, проводится первичное лицензирование: учебному заведению дается разрешение набирать студентов на те или иные специальности.

Не чаще, чем раз в 2 года возможно прохождение постлицензионного контроля. Повторное лицензирование раньше проводилось каждые 5 лет, но с 2011 года лицензия выдается на бессрочный период.

После первого выпуска по каждой специальности проводится экспертиза качества образования. Если ее результаты удовлетворительны, университет получает аккредитацию.

Интересно, сколько действует аккредитация вуза? Эта процедура проходит раз в 5 лет.

Проверку проводит комиссия Рособрнадзора. Также они занимаются плановым постлицензионным контролем. В этой же организации можно проверить вуз на лицензию и аккредитацию.

Если в Рособрназдор поступают многочисленные жалобы на университет или институт, они имеют право проводить внеплановые проверки. Лишение аккредитации произойдет, если:

  • количество студентов меньше установленного стандартами;
  • учебные планы и программы не соответствуют ФГОС;
  • материальная база устарела и не обеспечивает потребностей студентов;
  • квалификация преподавателей не соответствует требованиям;
  • есть серьезные ошибки в нормативных документах.

Что будет, если вуз не пройдет аккредитацию

Если вуз потерял аккредитацию, но у него осталась лицензия, он по-прежнему может вести набор и обучать студентов. При этом его выпускники получат диплом негосударственного образца, который не дает права на работу по специальности или дальнейшее обучение.

С таким дипломом установленного образца можно рассчитывать только на работу в частной фирме, где работодателю нужны не определенные документы, а реальные умения.

Важный для юношей аспект: если вуз не прошел аккредитацию, учеба в нем не дает право на отсрочку от армии.Если вуз лишили лицензии, не расстраивайтесь: у вас есть шансы все же получить заветный диплом

Аккредитация специальности в вузе

Помимо аккредитации университета в целом, аккредитовать нужно и отдельные образовательные программы. Если у самого вуза нет проблем с действующей лицензией, но специальность не аккредитована, ее выпускникам не выдадут диплом гос. образца.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как проверить вуз на аккредитацию и лицензию

Есть несколько методов, чтобы проверить аккредитацию вуза.

  1. Обратиться непосредственно в университет и попросить показать соответствующие документы (их копии обязательно хранятся в центральной приемной комиссии).
  2. Найти электронный вариант документов на сайте учебного заведения.
  3. Проверить институт на лицензию и аккредитацию также можно по карте вузов от Рособрнадзора (смотрите не только на отметки, обязательно загружайте документы). Именно эта организация ведет реестр аккредитованных учреждений. Это самый простой способ, как проверить институт на государственную аккредитацию онлайн.

Если не можете на сайте найти, где посмотреть аккредитацию вуза, можно задать вопрос об учебном заведении в электронной приемной. Ответ придет на указанный электронный адрес.

Что делать, если вуз не прошел аккредитацию

У студентов вуза, который потерял аккредитацию, есть несколько вариантов действий.

1. Ничего не предпринимать и получить диплом собственного образца. Это может привести к трудностям при трудоустройстве.

2. Перейти на такую же специальность в другой вуз. Университет, который потерял аккредитацию, обязан известить об этом студентов и предоставить им перечень учебных заведений с аналогичными специальностями, куда они могут перевестись.

Процесс перевода осуществляет вуз, но он может занять до полугода.

3. Перейти в своем вузе на близкую специальность. Если аккредитацию потерял не вуз, а образовательная программа, студенты могут продолжить обучение по родственной специальности.

Недостаток этого варианта – необходимость досдавать академическую разницу.

4. Доучиться в вузе, лишенном аккредитации, и пройти итоговую аттестацию в другом учебном заведении.

Как и в предыдущем случае, сдавать придется много: все те предметы, которые были изучены после того, как вуз потерял аккредитацию (включая защиту практики и курсовых).

Если вам приходится доучиваться в новом вузе, то без поддержки не обойтись. Обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты помогут сделать любую учебную работу или подготовиться к экзаменам.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/akkreditatsija-vuza-chto-eto-takoe-kak-prohodit-kak-proverit-i-chto-delat-studentu-esli-vuz-lishili-akkreditatsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.