Государственная пошлина понятие

Государственная пошлина – понятие, виды и размеры

Государственная пошлина понятие

К пошлинам относятся регистрационные взимания денег, судебные, таможенные пошлины и другие. Некоторые виды товара провозятся беспошлинно. Во избежание негативных результатов следует понимать смысл и предназначение этого вида государственного взимания, а также обязательств по оплате.

Основные понятия и размер

В средние века феодалы собирали плату за перемещение по дорогам, мостам, использование леса, угодий. В наше время взимание и перечисление средств осуществляется в государственную казну.

Налоговый кодекс Российской Федерации характеризует это понятие как взимание средств с граждан, организаций, компаний, предпринимателей при обращении в уполномоченные инстанции органов местного самоуправления и федеральной власти. Исключением являются консульские учреждения.

Направления госпошлин, объекты налогообложения:

  • Обращение в мировые, общие суды, иски в арбитражный, Конституционный суд.
  • Нотариальная деятельность (оформление наследства, завещание).
  • Регистрация в органах ЗАГС, права собственности.
  • Миграционные, иммиграционные действия.
  • Федеральный пробирный надзор и действия, связанные с ним.
  • Регистрация лекарств, программ ЭВМ.
  • Право использования наименования «Россия», «Российская Федерация», а также сопутствующие словосочетания.
  • Вывоз достопримечательностей, артефактов, культурных достоинств государства.
  • Разрешение на вывоз опасных отходов, животных, растений, находящихся на стадии исчезновения.

Основными плательщиками налогов, пошлин являются граждане, организации, ИП.

Виды оплаты госпошлин:

  • Юридические действия. Это административные процедуры, регистрация ООО, ОАО, ИП, получение дублирующих документов, нотариальные операции.
  • Оплата судебных издержек.

Процедура исчисления и взимания пошлин должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае и регламентироваться законом.

Сколько необходимо заплатить соответствующему государственному органу за определенные действия зависит от размеров, установленных законодательством РФ. Ставку может назначить государственный орган. В случае неисполнения прямого обязательства, например, при оплате госпошлины в ИФНС, последний, может обратиться в суд и присудить, принудительно взыскать сумму с процентами.

Последнюю, обновленную информацию с внесенными изменениями можно получить в Справочно-правовых системах Гарант и Консультант Плюс.

Размеры государственных пошлин

Государственная пошлина в гражданском процессе назначается при подаче иска по имуществу, административного искового заявления.

Подлежат оценке при стоимости иска:

  • До 20000. От исковой цены 4%, не меньше 400 руб.
  • 20001−100000. Это 800 руб. и дополнительно взимается три процента суммы, превышающей 20 тыс. руб.
  • 100001−200000 руб. Госпошлина составляет 3200 руб. и два процента величины свыше 100000 руб.
  • 200001 руб. — 1 млн руб. Сумма 5200 руб. и 1% свыше 200000 руб.
  • От 1 млн руб. 13200 руб. и 0,5% суммы, превышающей 1 млн руб.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа взимается 50% стоимости. При подаче искового заявления на имущество без оценки составляет 300 руб. для граждан, для организаций — 6000 руб.

Госпошлина в суды общей юрисдикции по Налоговому кодексу указывает суммы пошлин по каждому действию. Действующая редакция ст. 333.21 НК РФ от 15.04.2019 описывает данные о размерах пошлин по делам, рассматриваемых Верховным или арбитражным судом.

Подача заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при стоимости иска:

  • До 100000 руб. Это 4% исковой стоимости, не менее 2 тыс. руб.
  • От 100001−200000 руб. Сумма 4000 руб. и 3% суммы, превышающей 100000 руб.
  • 200001−1000000. Сумма 7000 руб. и два процента суммы, превышающей 200000 руб.
  • 1000001−2000000. Пошлина 23000 и 1% от 1 млн руб.

Размер пошлины варьируется от 300 до 60000 руб. для населения, а для организаций, предпринимателей — от 6000−60000 руб.

Например, госпошлина в суд на взыскание алиментов в 2019 г. составляет 150 руб., а если иск подан на детей и свое содержание, размер пошлины удваивается (300 руб.). Чтобы расторгнуть брак нужно оплатить 600 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=Gvl1ygOkTHE

Определены случаи освобождения от оплаты пошлины, льготы для отдельных категорий лиц. В зависимости от основания уплаты пошлина бывает фиксированной и индивидуальной.

Например, сумма пошлины в суд по неимущественному либо имущественному иску без оценки определяется для граждан в размере 100 руб., для компаний — 2000 руб. Для особого производства, заявлений о бракоразводном процессе, оспаривании актов величина определена в твердом денежном значении.

Иск до 10000 руб. может облагаться суммой четыре процента, но не менее 200 руб. Для личного расчета поможет специальный калькулятор, учитывающий величину, вид требований суда, а также особенности органов власти (Верховный, Конституционный, арбитражный или обычные суды) с учетом норм НК РФ.

Оплата и возмещение

Налоговый кодекс в части второй содержит необходимую информацию о госпошлинах. Она оплачивается по разным делам судами общей юрисдикции Российской Федерации, согласно гражданско-процессуальному кодексу (ГПК).

Налоговый период

Госпошлина включена в налоговую систему РФ, поэтому признается разновидностью налоговых платежей. Схожесть состоит в обязательности уплаты в государственную казну, распространении на нее общих правил, предусматривающих определение статуса плательщика. Отличие заключается в целевой характеристике и возмещении.

Пошлина подлежит уплате на всей территории страны. Суммы в разные периоды, согласно ст. 50, 56, 61, 611 и 612 Бюджетного кодекса, зачисляются полностью по нормативу 100% в доходную часть бюджета страны, субъектов России и местных бюджетов.

Статья 55 НК РФ не определяет налоговый период. Сроки уплаты предполагают оплату до момента совершения правового действия. Но существуют исключения. Это в срок 10 дней с момента вступления в силу решения суда, если лица являются ответчиками, а решение принято не в их пользу, истец освобожден от уплаты платежа.

Кодексом предусмотрены индивидуальные ставки в зависимости от органов, производящих юридически важные действия, характера сделок или выдаваемых документов. Установлены твердые, смешанные ставки налогообложения.

Исполнение обязательств

Оплата госпошлины осуществляется в любом отделении наличным или безналичным способом. Плательщик должен сохранить чек, квитанцию или платежное поручение об оплате.

Заполняется квитанция, в которой указывается КБК. Обычно данные предоставляются, но самостоятельно определить код можно в бюджетном классификаторе. В нее вносятся данные паспорта (серия, номер, место регистрации), свидетельства о рождении, военного билета или прочих документов, удостоверяющих личность.

Госпошлина в общие суды по НК РФ (ст. 339,19) должна устанавливаться в зависимости от величины искового заявления, а также от оценки имущества.

Сервис gos-poshlina.ru/ создан с целью упрощения, автоматизации процедуры оплаты госпошлины при обращении в суд, что обеспечивает быстрый доступ правосудию, а также позволяет экономить время. Для оплаты выбирают суд по наименованию и местонахождению, после чего реквизиты для платежа система формирует автоматически.

Платежные реквизиты индивидуальны для каждого региона, органа, поэтому получить информацию можно в конкретном органе обращения или на сайте. Плата может взиматься самостоятельно после получения плательщиком квитанции об оплате. Оплачивать можно через приложение, интернет-банкинг или банкоматы.

Возврат сумм

Вопросы возврата средств регламентированы ст. 333.40 Налогового кодекса.

Основания возврата пошлины:

  • Уплата платежа выше нормы. Осуществляется частичный возврат на разницу.
  • Отказ в приеме, возврат документов за совершение нотариальных действий. В случае договоренности может приниматься взаимозачет пошлины за повторное действие.
  • Заявление в суд не рассмотрено или прекращено дело.
  • Отказ плательщика от совершения оплаченных процедур.

При составлении мирового соглашения до решения судом возврату истцу подлежит половина уплаченной суммы. Это положение неактуально, если соглашение составлено в процессе исполнения судебного акта арбитража.

Не возвращается погашенное обязательство, когда условия истца удовлетворены ответной стороной после обращения последнего в арбитраж и вынесения решения о принятии заявления к производству, а также при утверждении соглашения судом общей юрисдикции.

Не возвращается оплата:

  • Госрегистрация заключения, расторжения брачного союза.
  • Изменение имени или любой записи в документах ЗАГС.
  • Регистрация или ограничение прав на недвижимость.

Плательщик заполняет заявление, затем передает его должностному лицу в компетентный орган. При возмещении суммы в полном объеме прилагаются оригинальные платежные документы, если возврат частичный — копии и оплаты.

Также допустим зачет излишне уплаченной суммы за аналогичные операции. Согласно НК РФ плательщик госпошлины вправе оформить рассрочку или отсрочку уплаты по прошению заинтересованного лица.

Большой перечень функций и действий государственных учреждений всех уровней, а также судебных инстанций облагаются госпошлиной. Величина платежа изменяется в зависимости от категории плательщика и действия.

Источник: https://nauka.club/finansy-i-kredit/gosudarstvennaya-poshlina.html

Государственная пошлина: виды, размеры, порядок уплаты

Государственная пошлина понятие

В соответствии со ст.

1 Федерального закона “О государственной пошлине” государственная пошлина – обязательный и действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Оплате государственной пошлиной подлежат юридически значимые действия, указанные в гл. 253 «Государственная пошлина» НК РФ.

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы. Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина подразделяется на три вида:

Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.

Простаяпошлинаразмер имеет фиксированный в законе размер.

Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.

Государственная пошлина взимается по искам имущественного характера пропорционально цене иска. По остальным искам и заявлениям неимущественного характера государственная пошлина взимается в твердой сумме.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, уплачивается в следующих размерах (ст. 33321 НК РФ).

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей – 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей – 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными – 4 000 рублей;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц – 200 рублей;

для организаций – 2 000 рублей;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, – 4 000 рублей;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) – 4 000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, – 2 000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера – в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера – в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда – 2 000 рублей;

9) при подаче заявления об обеспечении иска – 2 000 рублей;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда – 2 000 рублей;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения – 2 000 рублей;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) – 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;

14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц – 200 рублей;

для организаций – 4 000 рублей.

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы в рублях в банки (их филиалы).

Ино­странные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

Допускается уплата государственной пошлины за истца (заявителя) другим лицом.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной отметкой банка, которые приобщаются к материалам дела.

Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.

В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону.

2) возвращения заявления, жалобы и иного обращения судом;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Непосредственно в АПК предусмотрены два основания для возвратапошлины:

Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Согласно НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом следует иметь в виду правила НК, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику.

Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

В этом праве арбитражного суда проявляется необходимость обеспечить доступ к правосудию для лиц, которые в силу самых разных причин не в состоянии уплатить государственную пошлину в полном размере в момент возникновения необходимости реализации своего права на судебную защиту.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по отдельному письменному ходатайству заинтересованной стороны или может быть изложено в иске.

В ходатайстве должны быть приведены обоснования, свидетельствующие, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере с приложением документов подтверждающих это состояние.

Источник: https://studopedia.ru/20_37813_gosudarstvennaya-poshlina-vidi-razmeri-poryadok-uplati.html

Государственная пошлина. Понятие, плательщики, порядок и сроки уплаты. Дифференциация размеров государственной пошлины и особенности ее уплаты. Льготы. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Государственная пошлина понятие

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 13 ч. 1 НК государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Понятие государственной пошлины дано в п. 1 ст. 333.16 НК.

В соответствии с ним под государственной пошлиной следует понимать сбор, взимаемый с лиц, названных в НК в качестве плательщиков этого сбора, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сравнивая приведенное определение государственной пошлины с ранее известным российскому законодательству определением (ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г.

№ 2005-1 «О государственной пошлине»; далее — Закон о государственной пошлине), необходимо отметить, что в НК более точно отражена правовая природа государственной пошлины — это не обезличенный с позиции налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В п. 1 ст. 333.17 НК установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

При этом все они признаются плательщиками только в случаях, предусмотренных п. 2 этой статьи, когда только и возникает объект взимания

государственной пошлины. В качестве таких случаев указаны следующие.

1. Обращение за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК. Этот случай прямо следует из определения государственной пошлины, данного в п. 1 ст. 333.16 НК. В гл. 25.

3 ЧК отсутствует обобщенный перечень юридически значимых действий, за совершение которых подлежит взиманию государственная пошлина (хотя состав таких действий по сравнению с ранее действовавшим законодательством значительно расширен).

Это оправдано, так как названные действия перечислены в соответствующих статьях гл. 25.3 НК, устанавливающих размеры государственной пошлины.

Однако в целях формирования более четкого понимания объектов взимания государственной пошлины привести такой перечень представляется необходимым.

Согласно положениям гл. 25.3 НК государственная пошлина взимается:

– с ходатайств, заявлений, исковых заявлений, жалоб (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной), подаваемых в суды общей юрисдикции и мировым судьям (ст. 333.19 НК);

– с ходатайств, заявлений, исковых заявлений, жалоб (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной), подаваемых в арбитражные суды (ст. 333.21 НК);

– с запросов, ходатайств и жалоб, подаваемых в КС РФ (ст. 333.23 НК);

– с обращений, направляемых в конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 333.23 НК);

– за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий (ст. 333.24 НК);

– за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 333.26 НК);

– за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ (ст. 333.28 НК);

– за совершение действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы (ст. 333.30 НК);

– за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 333.31 НК);

– за совершение прочих юридически значимых действий (ст. 333.33 НК);

– за выдачу документов (их копий, дубликатов).

2. Кроме того, согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины при совокупности следующих обстоятельств:

– лицо выступает ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или по делам, рассматриваемым мировыми судьями;

– решение суда принято не в пользу определенного физического лица или организации;

– лицо, выступающее истцом по рассмотренному делу, освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК.

Сроки уплаты государственной пошлины определены в п. 1 ст. 333.18 НК отдельно для каждого конкретного случая ее уплаты.

При этом следует отметить, что общий принцип, по которому установлены сроки уплаты государственной пошлины, основан на правовой природе государственной пошлины как сбора: по общему правилу без уплаты (за исключением случаев освобождения от уплаты, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты) государственной пошлины совершение юридически значимых действий в отношении лица невозможно. Поэтому по общему правилу (имеющему ряд исключений) государственная пошлина подлежит уплате до момента обращения в орган или к должностному лицу за совершением соответствующего юридически значимого действия. Так, например, при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщик уплачивает государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК). При обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина уплачивается до совершения нотариальных действий (пп. 3 п. 1ст.333.18НК).

Порядок уплаты государственной пошлины определен в п. 2-4 ст. 333.18 НК. В соответствии с ним и, если иное не установлено гл. 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается непосредственно ее плательщиком.

Тем самым законодательно разрешен вопрос о том, как следует поступать в случаях, когда уплата государственной пошлины произведена не лицом, обращающимся за совершением юридически значимых действий, а другим лицом.

В этом случае государственная пошлина просто не будет считаться уплаченной и соответственно не будет оснований для совершения юридически значимых действий.

Ранее же этот вопрос на практике решался иначе (см., например, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»).

В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях. В случае если среди них одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.

3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты.

При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным от ее Уплаты.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий также определяются в соответствующих специальных статьях гл. 25.3 НК.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается соответствующей квитанцией.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК соответственно для организаций и физических лиц.

Конкретные размеры государственной пошлины определены соответствующими статьями гл. 25.3 НК отдельно для каждого вида юридически значимых действий.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, посвященным государственной пошлине (Закон о государственной пошлине), гл. 25.

3 НК, размеры государственной пошлины установлены в фиксированных суммах, а не в кратности к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда в месяц, как это было в большинстве случаев ранее.

Следует отметить, что освобождение от обязанности по уплате государственной пошлины не предусматривает ни один из действующих специальных налоговых режимов (гл. 26.1, 26.2 – 26.4 НК). Между тем гл. 25.3 НК прямо установлены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины (льготы). Такие льготы устанавливаются двумя способами.

В ст. 333.35 НК предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций.

В соответствии с ней, например, федеральные органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования в своих наименованиях слов и словосочетаний «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, а физические лица — Герои Советского Союза, Герои РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.д.

Кроме того, отдельно установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определенной категории:

– в ст. 333.36 НК — льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

– в ст. 333.37 НК – льготы при обращении в арбитражные суды;

– в ст. 333.38 НК — льготы при обращении за совершением нотариальных действий;

– в ст. 333.39 НК – льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно п. 7 ст. 333.40 НК возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК. Глава 12 НК включает в себя две статьи — ст.

78, в которой установлен порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, и ст. 79, в которой установлен порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней.

Однако указанные нормы в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины должны применяться с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК.

Такие особенности определены в ст. 333.40 НК «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины».

В этой статье определены случаи, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично (п.

1 и 4), а также случаи, когда уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату, несмотря на то что соответствующие юридически значимые действия совершены не были (п. 2).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. Возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата (п. 3 ст. 333.40 НК).

Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК).

Статьей 333.41 НК установлены особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

Эти особенности заключаются в том, что, во-первых, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.

Во-вторых, на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка), проценты не начисляются в течение всего срока отсрочки.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Источник: https://xn----7sbahjvhmcvme8cq0l.xn--p1ai/publ/juridicheskaja_literatura/gosudarstvennaja_poshlina_ponjatie_platelshhiki_porjadok_i_sroki_uplaty_differenciacija_razmerov_gosudarstvennoj_poshliny_i_osobennosti_uplaty/7-1-0-466

Налоги и налогообложение

Государственная пошлина понятие

Государственная пошлина установлена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ и кодифицирована в виде главы 253 НК, вступившей в действие с 1 января 2005 г.

В соответствии со ст.

33316 государственная пошлина — это федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 253 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ).

Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины:

  • обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  • определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  • фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Основные элементы государственной пошлины представлены на рисунке.

Плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий (выдача документов, их копий, дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям);

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Объектом обложения госпошлиной является более 100 видов юридически значимых действий, которые разделяются на семь основных групп.

1. Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировым судьям, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 33320, 33322, 33323 НК).

2. Совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) законодательно уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 33324 НК).

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 33326 НК).

4. Совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выхода из гражданства РФ, а также с въездом в РФ и выездом из РФ (ст. 33328 НК).

5. Совершение действий по официальной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологии интегральных микросхем (ст. 33330 НК).

6. Совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 33331 НК).

7. Осуществление государственной регистрации и прочих юридически значимых действий.

Последняя группа наиболее обширна по своему составу. Полный перечень действий этой группы представлен в ст. 33333 и 33334 НК. Однако для составления представлений о широте охвата приведем некоторые виды таких действий.

Облагается госпошлиной государственная регистрация: юридического лица, физического лица в качестве ИП, политической партии, средств массовой информации, договоров коммерческой концессии, договоров об ипотеке, договоров о залоге транспортных средств, сервитутов, прав на предприятие как имущественного комплекса, лекарственных средств, транспортных средств, воздушных и морских судов и совершение иных регистрационных действий с ними, выпуска эмиссионных ценных бумаг и иные регистрационные действия.

Кроме того, в составе этой группы облагается госпошлиной и осуществление прочих юридически значимых действий: выдача лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности, предоставление разрешений на право вывоза культурных ценностей, проставление апостиля, легализация документов, истребование документов, проведение аттестаций, выдача ордера на квартиру, выдача разрешения на распространение наружной рекламы, получение ресурса нумерации оператором связи, право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и другие действия.

В Налоговом кодексе РФ установлены индивидуальные для каждого вида юридически значимых действий размеры (ставки) госпошлины. При этом используются два основных вида ставок: твердые (специфические) и адвалорные (в процентах).

Наибольшее количество ставок госпошлины представлено именно как твердые ставки — в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки.

К таким группам относятся совершение действий органами ЗАГСа, действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него, действий по официальной регистрации программ ЭВМ, действий по осуществлению федерального пробирного надзора, т.е.

все виды госпошлины групп 3—6 из представленного выше перечня.

В качестве примера твердых ставок можно привести госпошлину за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, установленную в размере 200 руб.

Значительно меньшее количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в госпошлине встречаются в двух разновидностях — пропорциональные и регрессивно-каскадные.

Адвалорные пропорциональные ставки формулируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него.

В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем госпошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, установленную в размер 0,1% суммы договора, но не более 1000 руб.

Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить госпошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей, созданных более 50 лет назад, в размере 10% их стоимости, созданных 50 лет назад и менее — в размере 5% их стоимости.

Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающейся при переходе к более высокому разряду. При этом возможно установление предельных ограничений по нижнему и высшему налоговому разряду.

Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, с цены иска уплачивается госпошлина:

  • до 50 000 руб. — 4%, но не менее 500 руб.;
  • от 50 001 до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 тыс. руб.;
  • от 100 001 до 500 000 руб. — 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 тыс. руб.;
  • от 500 001 до 1 000 000 руб. — 11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500 тыс. руб.;
  • свыше 1 000 000 руб. — 16 500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 млн. руб., но не более 100 тыс. руб.

В отдельных случаях предусматривается увеличение ставок в определенных Налоговым кодексом РФ пределах. Так, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти органов местного самоуправления, предусмотрено увеличение размера госпошлины в полтора раза.

За совершение ускоренной процедуры действий федерального пробирного надзора госпошлина существенно увеличивается: на 200% при выдаче заклейменных изделий, результатов экспертизы или анализа в течение одних суток с момента принятия изделий, на 100% при выдаче заклейменных изделий в течение двух суток.

По пробирному надзору установлены также иные основания для увеличения размера госпошлины.

В данном сборе установлено значительное количество льгот. Эти льготы сохранились в госпошлине еще с тех времен, когда она взималась в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине».

Однако принципиальным отличием в вопросе установления льгот по сравнению с ранее существовавшим порядком стало исключение возможности органам субъектов РФ и местного самоуправления вводить дополнительные к федеральному перечню льготы. В главе 253 НК такая норма уже предусмотрена.

Справедливости ради следует признать, что хотя общее количество льгот при кодификации госпошлины было уменьшено, но все равно их количество остается значительным.

Полный перечень льгот представлен в ст. 33335—33339 НК. Не воспроизводя их, представим классификацию льгот по видам.

Характеристикальгот по уплате госпошлины
Вид льготыХарактеристика
Отсрочка (рассрочка) платежаСуды общей юрисдикции, мировыесудьи, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, исходя изимущественного положения плательщика, вправе отсрочить или рассрочитьуплату госпошлины по ходатайству заинтересованного лица на срок отодного до шести месяцев без начисления процентов
Уменьшение размерагосударственной пошлиныСуды общей юрисдикции, мировыесудьи, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, исходя изимущественного положения плательщика, вправе уменьшить размергоспошлины по рассматриваемым ими делами
Полное освобождение от уплатыгосударственной пошлины

1. Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимыхдействий для всех категорий физических лиц и организаций.

Пример: за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужогонезаконного владения; за государственную регистрацию арестовнедвижимого имущества.

2 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимыхдействий для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пример: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировыесудьи при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд РФ;физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза имикультурных ценностей.

3 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимыхдействий для всех категорий лиц, совершаемых отдельными органами(должностными лицами).

Пример: по жалобам на определения суда, рассматриваемымисключительно в судах общей юрисдикции, освобождаются любые организациии физические лица

Частичное освобождение от уплатыгосударственной пошлины

Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пример: инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий

Порядок и сроки уплаты госпошлины ⇒

Источник: https://isfic.info/tax/payma58.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.