Проезд во двор со шлагбаумом

Содержание

Осторожно. Как открыть любой шлагбаум

Проезд во двор со шлагбаумом

Въезд во двор многоэтажек всё чаще стали перегораживать шлагбаумами. В новостройках их ставят едва ли не по умолчанию.

С одной стороны, это плюс: никто не въедет на большой скорости во двор, под окнами не появится оживленное шоссе для объезда пробок, воры не смогут вывезти крупную технику машиной, кто попало не припаркуется под окнами.

С другой стороны, если у вас нет машины, но часто приезжает доставка, вам не улыбается выходить каждый раз к шлагбауму.

Да и вообще: легально ли перекрывать въезд во двор шлагбаумом? Разбираемся, что об этом говорится в законодательстве РФ, и как некоторые проезжают под шлагбаум в любой двор.

На каком вообще основании ставят шлагбаумы

Моя твоя не понимать

Жильцы проводят общее собрание собственников помещений в домах, перед которыми хотят установить шлагбаум. На нем голосуют: если большинство жителей за шлагбаум, его можно установить(ч.1 ст. 46 ЖК РФ).

На собрании решают, кто и как обеспечит беспрепятственный проезд спецслужб на огражденную территорию в любой момент. Можно поручить это консьержу, нанять охранника или установить устройство ввода кода, который сообщают спецслужбам.

Жильцы должны выбрать подрядную организацию, которая разработает проект шлагбаума. Она же может установить конструкцию и обслуживать её. Но перед установкой нужно передать решение собрания жильцов и проект размещения шлагбаума в совет муниципальных депутатов округа.

У депутатов есть 30 дней на принятие решения. Ставить шлагбаум можно, только если депутаты разрешат. Установку также придется согласовать с ГИБДД и пожарной инспекцией.

Платить за установку, ремонт и обслуживание шлагбаума должны сами жильцы. Если хотят нанять охрану, на неё тоже придётся скинуться.

В Москве можно получить до 100 тыс. рублей софинансирования на установку шлагбаума. Но за брелоки, эксплуатацию и ремонт придется платить из своего кармана.

Что, если шлагбаум установлен незаконно?

Часто бывает, что жильцы одного дома огораживают себе шлагбаумом место для парковки, при этом жильцы других домов не могут проехать к себе во двор. В этом случае либо шлагбаум установлен без решения муниципальных депутатов, либо это решение незаконное – нужны протоколы собраний жителей каждого дома и соответствующие результаты ания.

Что делать? Обращаться в суд и указывать в исковом заявлении, почему шлагбаум не должен здесь стоять. Если суд удовлетворит иск, жильцам придется заплатить за демонтаж шлагбаума.

Также шлагбаум не должен мешать пешеходам. И не имеет значения, в этом доме они живут или нет. Мешает? Обращайтесь в суд.

Нельзя устанавливать шлагбаум, если земельный участок, на котором стоит дом, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Тогда жильцы не вправе им распоряжаться. Кадастровая карта здесь, проверьте.

Нельзя устанавливать шлагбаумы на проездах и дорогах. Узнать, как классифицируется место, можно в управлении архитектуры.

Есть и ещё несколько пунктов. Например, шлагбаум не должен зауживать ширину проезда до 5 метров и провоцировать перекладку коммуникаций на глубине более 30 см. Наконец, шлагбаум должен быть достаточно легким и открываться с помощью ручного привода.

Что если ваше авто не пускают во двор вашего дома?

Шлагбаумы всегда были способом заработка, чаще всего незаконного. Сейчас некие дворовые объединения автовладельцев и другие сомнительные организации пытаются брать деньги за парковку во дворе у жильцов того же двора.

Логика простая: вы на шлагбаум не сбрасывались, места все распределены, кто первый встал, того и тапки, и вообще мы здесь власть.

Если вы – собственник жилья, то вас не могут не пустить во двор и запретить вам парковаться. В п. 1 ст. 262 ГК РФ четко сказано:

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Участок, на котором стоит ваш дом – общая долевая собственность всех хозяев помещений в этом доме (ч. 5 ст. 16 Закона О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Все собственники помещений в многоквартирном доме могут пользоваться и распоряжаться этим участком (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Если соседи запрещают вам въезжать во двор, они нарушают законы. Никакое решение собрания жильцов, автовладельцев и прочих ответственных граждан не может противоречить российскому законодательству.

К количеству машин у собственника тоже никто не может придираться. Даже если это машины друзей, арендованные и так далее.

Если вы выступили против шлагбаума и не платили деньги за его установку и обслуживание, вам могут не выдать брелок от него. Но тогда ЖСК должен назначить ответственного, который будет каждый раз открывать шлагбаум перед вами.

Не открывают? Снимайте это на видео и вызывайте полицию, ведь ваши гражданские права нарушают. Систематически не пускают? Подавайте в суд на ЖСК. Вот одно из определений Верховного суда, на которое можно опираться.

Наконец, если вы не знали о собрании жильцов по поводу установки шлагбаума или считаете, что оно прошло с нарушениями, тоже можете обратиться в суд. Возможно, установку признают незаконной. Придется заплатить за демонтаж, потом сделать всё как положено и заплатить за повторную установку.

А что, если квартира съемная? могут ли запретить въезд во двор?

Здесь сложнее, ведь вы не собственник квартиры.

Самый выгодный для вас вариант – упирать на ст. 209 и ст. 606 ГК РФ. Если собственник квартиры по договору аренды передает вам часть своих прав, то в них входит и право пользования придомовой территорией.

Неразмеченное место во дворе не является отдельным объектом гражданских прав, если соответствующих данных нет в кадастре.

Соответственно, если хозяин квартиры, которую вы арендуете, передает вам брелоки для открытия шлагбаума, он не нарушает закон. Наоборот, он передает вам права на пользование частью общего имущества в рамках договора аренды.

Таким образом, можно доказать, что вы имеете право парковаться во дворе, хотя и не являетесь собственником помещения. Просто в ГК РФ прямо и однозначно об этом не сказано.

Спорные моменты возникают, если собрание жильцов приняло решение о запрете въезда во двор третьих лиц. Но тогда и доставка, и друзья ваших соседей во двор заезжать не должны. Фиксируйте подобные вещи на видео, чтобы было, что предъявить в случае чего.

Это правило используют и в отношении клиентов юрлиц. К примеру, фирм, которые выкупают помещения на первых этажах и обустраивают парковку для клиентов. Чтобы чужие машины заезжали под шлагбаум, нужно согласие других собственников помещения.

Как насчет авто из каршеринга? На нём заезжать можно?

Ситуация двоякая. С одной стороны, шлагбаум не должен препятствовать въезду жильцов во двор. Своя машина или каршеринговая, в данном случае неважно.

С другой, если машину со двора забирает не жилец дома, её могут и не выпустить. Теоретически.

Обычно в правилах каршеринга чётко прописано, что авто нельзя оставлять на частной стоянке за шлагбаумом. За это грозит штраф, и вы должны будете компенсировать эвакуацию авто.

Но если вы хотите заехать во двор, выгрузить вещи и выехать обратно, то имеете на это полное право, и каршеринг к этому докапываться не должен.

Как открыть шлагбаум вручную?

Если автоматика сломалась или выключили свет на районе, то, по инструкции, можно отключить питание и задействовать аварийный расцепитель под защитной крышкой. Она открывается несложным ключом. Если повезет, простым трехгранником.

Внутри стойки для шлагбаума найдете вентиль с надписями. Его нужно разблокировать, чтобы шлагбаум перешел в ручной режим. Затем можно покрутить вентиль в нужную сторону, чтобы поднять стрелу.

Есть и другие конструкции, но суть та же: крутите ручку, стрела идет вверх или вниз.

Как скопировать свой брелок от шлагбаума

Достаточно узнать модель шлагбаума и найти в сети чистый брелок, совместимый с ним. Стоит брелок от 150 рублей. Можно использовать универсальные брелоки – они работают в широком диапазоне (280-868 МГц и более), стоят от 500 рублей.

Чтобы скопировать код, потребуется брелок соседа/охранника. Как копировать код на конкретный брелок, читайте в инструкции (там обычно важен порядок и длительность нажатия кнопок). Важно, что в любом случае в процессе копирования нужно нажать кнопку на оригинальном брелоке, а затем подтвердить действие на новом.

Есть и другой способ, не очень прозрачный с точки зрения закона. Если на новом брелоке вовремя войти в режим программирования, дождаться, пока кто-то из жильцов нажмет на своем брелоке кнопку открытия ворот и затем завершить копирование, у вас скорее всего появится собственный функциональный брелок. Делать так, конечно же, не надо.

Способы работают только для шлагбаумов с постоянным (статическим) кодом. Если код плавающий (меняется), то каждый новый брелок нужно добавлять в память блока управления.

А что за глушилки сигналов шлагбаума, о которых говорят?

Шлагбаумы, которые открываются с SMS, звонка со смартфона или GSM-брелоков, принимают радиосигнал. Если сигнала нет, шлагбаум перестанет открываться.

На такое способна практически любая GSM-глушилка. Владение таким устройством в частных руках строго ограничено с точки зрения закона: глушилку нужно регистрировать, иначе наложат штраф – от 500 до 1000 рублей.

Если кто-то балуется с шлагбаумом вашего дома, найти его своими силами будет сложно. Лучше обратитесь к участковому. Потому что мало ли, приедет пожарная бригада или скорая, а шлагбаум не открывается.

Как взламывают шлагбаум (осторожно, это нелегально)

Некоторые пользуются микрокомпьютером Arduino Nano и передатчиком, совместимым с воротами, а также сканером брелоков от шлагбаума. Здесь умелец собирал сканер, а в этом видео – систему для взлома шлагбаумов (код программы для Arduino выложен здесь). На Хабре была ещё одна подобная инструкция.

Другой способ – готовый граббер. Это устройство, которое умеет сканировать коды доступа и чаще всего уже содержит в памяти коды от популярных моделей шлагбаумов.

Обычно граббер работает и со статическими, и с динамическими кодами. Нужно дождаться, когда кто-то откроет ворота, поймать код и записать в память устройства.

Продают такую штуку от 10 тысяч рублей и более. Конкретная цифра зависит от дальности работы и качества кодовой базы.

Законно ли это? По нормам ч. 1 ст. 138.1 УК РФ к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации кодграбберы вполне можно отнести.

Ответственность устанавливается только за покупку, производство или сбыт таких устройств. Но всё настолько неоднозначно, что лишний раз мы рисковать не рекомендуем.

Самое главное

Сначала попытайтесь решить проблему законными способами или договориться с соседями, пусть даже к переговорам и придется подготовиться.

И не ломайте шлагбаум – если он стоит законно, это квалифицируют как порчу имущества. Хотя надо признать, что современные конструкции не очень-то и прочные.

(51 , общий рейтинг: 4.65 из 5)

Источник: https://www.iphones.ru/iNotes/kak-proehat-v-chuzhoy-dvor-cherez-shlagbaum-legalno-li-eto-06-09-2020

Шлагбаумы во дворах: законно ли это и как их установить? | Юга.ру

Проезд во двор со шлагбаумом

Многие жители Краснодара сталкивались с проблемой невозможности проезда, а в иных случаях и прохода по территории жилых комплексов или отдельных многоквартирных домов.

И дело даже не в том, что, как правило, все пространство заставлено автомобилями жильцов дома (что, в принципе, тоже ненормально, но и неизбежно), а в том, что проезд попросту перегорожен: в лучшем случае шлагбаумом, в худшем — бетонными блоками или чем-то еще.

Шлагбаум — норма для частной собственности или предприятий с особым пропускным контролем. Но как регулируется его установка на придомовой территории в описанных случаях?

С точки зрения жильцов многоквартирных домов, которые по вечерам наматывают круги, чтобы припарковать свой автомобиль у своего же дома, установка шлагбаума — выход из положения, позволяющий избавиться от «посторонних» автомобилей. Да и вообще, психология человека заставляет действовать его таким образом, чтобы оградить от посторонних свою зону комфорта, коей в данном случае является автомобиль, двор, детская площадка.

Реакция других жителей условного микрорайона, как правило, противоположна. Шлагбаум установлен — свобода ограничена. В Конституции, например, прямо говорится о свободе передвижения, многие даже знают номер соответствующей статьи (статья 27 Конституции РФ). И действительно, дело тут не в точке зрения, а в законе.

Кто, где и на каких условиях может установить шлагбаум

С 2004 года в России действует Федеральный закон № 189 и Жилищный кодекс, полномочия которого определены Федеральным документом. Статья 36 второго объясняет практически все хитросплетения с установкой и демонтажом таких препятствий.

Устанавливать какие-либо объекты может только собственник на своей территории. И именно Жилищным кодексом определяется процесс передачи придомовой территории в собственность жильцов жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов.

Жильцы дома имеют право:— коллективным решением обозначить границы придомовой территории;— проать;— направить в административные органы документ с решением, принятым большинством (51% и более);
— дождаться решения кадастровых органов администрации.

Если решение положительное, то за жителями («дольщиками») закрепляются и подтверждаются кадастровые границы участка согласно статье 26 Федерального закона № 122. Вот теперь они имеют полное право проать за установку шлагбаума.

О чем нужно знать перед началом работ

Если не менее двух третей от общего числа жильцов согласно пунктам 1–3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ проало за, можно приступить к монтажу искусственного препятствия согласно, опять же, исключительно техническим требованиям к установке. На данном этапе желательно привлечь специалиста в области благоустройства территорий, потому что требований, которые нужно при этом соблюдать, довольно много.

«В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором  расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение об установке ограждений земельного участка, установке шлагбаума необходимо принимать на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и  противопожарным нормам и правилам.

Также элементы ограждения не могут размещаться на межквартальных проездах.
Преграждение проезда во двор возможно при организации круглосуточного дежурства охранника у шлагбаума или иного оповещения для обеспечения свободного доступа пожарных машин и спецтранспорта медицинских служб скорой помощи.

Порядок оплаты за эксплуатацию средств ограждения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома», — прокомментировали порталу Юга.ру в администрации города Краснодара.

Чтобы установить искусственное препятствие в виде шлагбаума или иного заграждения, нужно:— составить техническую документацию объекта;— утвердить смету на установку объекта, зафиксировав в протоколе собрания жильцов;

— направить протокол собрания жильцов с указанием технической документации и подробной схемы участка на одобрение в администрацию города, орган ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

После одобрения всех без исключения вышеупомянутых структур можно приступать к монтажу.

Установили. Теперь можно документально подтвердить законность перекрытия территории. К сожалению или к счастью для остальных жителей микрорайона, этот шлагбаум будет стоять, а посягательства на него будут преследоваться по закону.

Что ждет жильцов дальше

МЧС вправе отказать в установке шлагбаума по статье 23 правил пожарной безопасности, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда». Как правило, именно эта статья является аргументом в отказе установки препятствия, а также базой для жалоб граждан на сооружения в виде шлагбаумов.

Недовольные наличием шлагбаума граждане имеют право потребовать у «огородившихся» документы на право его установки, а именно:— выписку из кадастровых документов о конкретном участке земли;— протокол собрания жильцов о принятии решения установить шлагбаум;— технические документы на объект;— разрешительные документы на установку от администрации города, ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

Если даже одного из этих документов нет в наличии, желающие имеют право обратиться в соответствующие органы с требованием устранить искусственное препятствие.

Даже если объект установлен законно, зачастую в процессе его эксплуатации происходят изменения, преобразования, всевозможные «мутации». Чтобы предотвратить в общем справедливые возможные претензии, нужно знать и исполнять следующее:

  • объект не должен препятствовать проникновению на огороженную территорию инвалидов-колясочников, велосипедистов, детских колясок;
  • объект должен в любое время суток обеспечить беспрепятственное проникновение специальной техники пожарной, медицинской, газовой и жилищно-коммунальной служб;
  • объект должен быть оснащен необходимыми элементами защиты пешеходов и имущества, то есть не наносить вреда при срабатывании.

Граждане, принявшие решение отгородиться от мира, должны понимать, что, например, при наличии препятствия проезду противопожарной техники, транспорта полиции или медицинских служб сотрудники вправе устранить препятствие любыми подручными средствами без уведомления собственника, то есть снести шлагбаум (как правило, за несколько секунд срезается «болгаркой»).

Возмещать ущерб при этом никто не обязан. Мало того, если при сносе шлагбаум повредит имущество служб или повлияет на действия служб на месте прибытия, они, будьте уверены, воспользуются возможностью подать судебный иск с требованием возмещения ущерба. А бампер пожарного КамАЗа — не самая дешевая вещь в мире запасных частей.

Что уж говорить о машинах скорой помощи или полиции.

Источник: https://www.yuga.ru/articles/society/8060.html

Как установить шлагбаум во дворе: советы юриста

Проезд во двор со шлагбаумом

Машина давно из роскоши превратилась в средство передвижения. На рынке представлено множество новых и подержанных моделей на любой вкус и кошелек, а широкое распространение автокредитов привело к тому, что автомобиль есть едва ли не в каждой семье, а иногда и не один.

Добавьте к этому активную застройку старых микрорайонов многоэтажками и получите огромную нехватку парковочных мест.

Проблему не решают и подземные паркинги, поскольку зачастую их просто нет, либо стоимость машиноместа слишком высока и просто-напросто не по карману новоселам, которые к тому же нередко обременены ипотекой.

Соседствующие с вновь выросшими кварталами дворы пятиэтажек при проектировании не были рассчитаны на такой наплыв людей и автотранспорта, и жильцы «хрущевок» и «сталинок» вполне предсказуемо протестуют против невозможности спокойно припарковаться в шаговой доступности от собственного подъезда. А уж если дом удачно расположен в непосредственной близости к метро или каким-либо транспортно-пересадочным узлам, то тут и вовсе пиши пропало — поиск парковочного места рискует превратиться в настоящий квест.

Выходом из сложившейся ситуации часто становится установка шлагбаума, доступ к которому имеют лишь жители одного определенного или нескольких домов, которым удалось договориться о «закрытии» территории от чужаков. Однако просто так взять и огородиться не получится, даже если удалось собрать необходимую сумму. Препятствием может стать как невозможность договориться с соседями, так и запрет от соответствующих служб.

Мы решили узнать, как законно установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома, и что для этого нужно. Во всех тонкостях процесса журналист ФАН разбирался с адвокатом Екатериной Антоновой.

Что такое придомовая территория?

Прежде чем что-либо огораживать или благоустраивать, необходимо разобраться в том, что же входит в довольно размытое для простого обывателя понятие «придомовая территория».

Если с частными загородными домами все более-менее понятно, хотя и там порой возникают проблемы с границами участка, то с городскими многоэтажками все куда более запутано.

Какое расстояние от дома является придомовой территорией, кто ей владеет и отвечает за эксплуатацию? Постараемся прояснить эти и другие вопросы.

Екатерина Антонова объясняет, что достаточно четко информация о придомовой территории в законодательных актах не обозначена, однако ее границы регулируются следующими документами:

— Градостроительным кодексом в том, что касается нормирования;

— Земельным кодексом, который обозначает фактические границы участка, закрепленного за определенным домом;

— Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», регулирующим сам процесс передачи территории в долевую собственность жителей конкретного многоквартирного дома;

— Техпаспортом на дом и кадастровым планом на земельный участок, которые хранятся у старшего по дому.

Нередко, говоря «придомовая территория», люди подразумевают двор перед подъездом, однако проводить такую аналогию не совсем верно. Это понятие куда шире, чем просто палисадник под окнами.

В него в обязательном порядке входят в том числе инженерно-коммуникационные сооружения и сети, необходимые для нормального функционирования всех систем жизнеобеспечения, например, электроподстанции и бойлерные.

Таким образом, согласно положениям Жилищного кодекса к придомовой территории относятся следующие объекты:

— участок земли, на котором, собственно, и построен сам дом;

— прилегающая парковка;

— пожарные проезды;

— детские и спортивные площадки;

— инженерные коммуникации, обеспечивающие подачу электроэнергии, газа, воды и т. д.

Выделенный участок земли имеет свои четкие границы, которые проходят обязательную государственную регистрацию. Сведения о каждом конкретном наделе, включая его площадь, дату перехода в собственность и ее форму, хранятся в Государственном кадастре недвижимости и отражены на кадастровой карте, доступ к которой может получить каждый желающий, зайдя на портал Росреестра.

Почему важно знать эту информацию, которой обычно интересуется в лучшем случае старший по дому и парочка активистов? Все очень просто: эта земля принадлежит всем собственникам жилья, и они имеют право распоряжаться ей по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства. К примеру, площадь можно передать в аренду под установку рекламного щита, а полученный доход тратить на общие нужды — ремонт подъездов или фасада, благоустройство и т. д.

Как узаконить придомовое владение

Екатерина Антонова рассказывает, что если земельный участок, на котором находится дом, не стоит на кадастровом учете, то он автоматически принадлежит муниципалитету, что нередко случается в случае со старыми многоэтажками.

Чтобы узаконить придомовое владение и зарегистрировать право общей долевой собственности, придется пройти несколько обязательных этапов.

  • Необходимо организовать общее собрание собственников жилья. Инициатором не обязательно выступает старший по дому, им может быть любое заинтересованное лицо из числа собственников, инициативная группа либо управляющая компания. Чтобы идея получила продолжение, активистам понадобится заручиться поддержкой не менее половины жильцов.
  • В ходе собрания избирается ответственное лицо или группа лиц, которые уполномочиваются представлять интересы остальных жителей.
  • Далее следует обращение в местные органы самоуправления с просьбой о постановке объекта на кадастровый учет.
  • После рассмотрения заявления кадастровый инженер произведет процедуру межевания, а иными словами, определит границы земельного участка и нарисует его план.
  • План отправляется на согласование с владельцами соседних участков и утверждается администрацией.
  • Окончательный вариант схемы вы получите после того, как он пройдет публичные слушания.
  • Следующий этап — обращение с этим документом в МФЦ или кадастровую палату и получение кадастрового паспорта. Как правило, этот процесс занимает 10 рабочих дней.
  • И наконец — оформление права общей долевой собственности. Это делается в Росреестре при личном обращении в саму организацию, офис МФЦ или в электронной форме. Результатом станет получение выписки из ЕГРН.

Все! Теперь вы и ваши соседи являетесь полноправными собственниками своей придомовой территории и можете самостоятельно принимать решения о ее использовании, в том числе контролировать движение транспортных средств и их парковку.

Установка шлагбаума во дворе. Пошаговая инструкция от адвоката  

Итак, вам надоело терпеть, что ваш тихий двор многочисленные автомобилисты используют для сквозного проезда и объезда пробок, а таксисты, проживающие в других домах, облюбовали вашу парковку в качестве стоянки для ожидания клиентов? Пора переходить к решительным действиям! А для начала необходимо выяснить, что нужно, чтобы законно установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома.

Мы поговорили с адвокатом Екатериной Антоновой и подготовили для читателей ФАН подробную пошаговую инструкцию по установке шлагбаума в соответствии со всеми действующими правилами и нормами.    

Как и в случае с оформлением в собственность придомовой территории, прежде всего, потребуется провести общее собрание собственников жилья. На нем вы с соседями обсудите вопрос монтажа устройства, препятствующего проезду «чужаков» на территорию вашего дома. Идею должно поддержать не менее 70% собственников, что отражается в протоколе общего собрания.

Заручившись поддержкой абсолютного большинства, готовим протокол общего собрания, который подтверждает, что собственники одобряют следующие пункты:

— кандидатуру представителя интересов жителей в соответствующих организациях;

— собственно, саму установку шлагбаума;

— место его монтажа;

— модель устройства и его технические характеристики;

— порядок доступа автотранспорта на территорию;

— намерение обратиться за субсидией;

— назначение уполномоченной организации для ее получения;

— утвержденный план межевания или письменное подтверждение того, что таковое отсутствует.

Пришло время обращаться в администрацию с заявлением о намерении установить шлагбаум, его подробным проектом и правильно оформленным протоколом общего собрания собственников жилья. Срок рассмотрения обращения — один календарный месяц.

Почему могут отказать в установке шлагбаума

Решив установить заграждение на въезде во двор, помните, что сделать это законным путем без одобрения со стороны компетентных органов не получится. Будьте готовы к тому, что администрация не всегда выносит положительное решение. Отказывают чаще всего на следующих основаниях:

  • шлагбаум является препятствием для проезда на территорию машин скорой помощи, пожарных и других транспортных средств специального назначения;
  • заградительное устройство мешает пешеходам;
  • ограждение создает помехи на установленных маршрутах общественного транспорта;
  • шлагбаум мешает проведению ремонтных работ или благоустройству территории, производимому за счет бюджетных средств.

В случае, если шлагбаум был установлен самовольно, он будет демонтирован за счет собственников. При этом размер выплаты определяется после проведения независимой экспертизы.

Про субсидию

Владельцы жилья имеют право на субсидию на установку шлагбаума. Причем сделать это можно как до, так и после осуществления монтажа конструкции.

Чтобы получить компенсацию, ответственному лицу необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местную Дирекцию по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству и предоставить следующий пакет документов:

— заявление о намерении получить софинансирование;

— протокол общего собрания;

— разрешение на установку шлагбаума от уполномоченных органов;

— проект договора о предоставлении компенсации на установку ограждения с подписью ответственного лица.

Спорные ситуации

Даже если на установку шлагбаума согласились 70% собственников жилья, нередко бывает, что с оставшимися 30% возникают некоторые проблемы.

К примеру, люди, не давшие согласие на монтаж, не хотят или не имеют материальной возможности оплачивать установку оборудования и дальнейшее поддержание его в рабочем состоянии, на основании чего им отказывают в выдаче ключей или кодов для проезда на территорию.

Екатерина Антонова разъясняет, что такие действия со стороны инициативной группы являются неправомерными, так как по закону любой собственник жилья имеет неотчуждаемое право беспрепятственного въезда и парковки на придомовой территории, которая принадлежит в том числе и ему, вне зависимости от того, оплачивал ли он работы по установке заградительных конструкций!

Если по-хорошему договориться не удается, адвокат советует отстаивать свои права через суд.

Источник: https://riafan.ru/1376724-postoronnim-vezd-zapreshen-kak-zakonno-ustanovit-shlagbaum-vo-dvore-mnogokvartirnogo-doma-sovety-yurista

Проезд закрыт: можно ли заблокировать шлагбаум для въезда жильца во двор дома?

Проезд во двор со шлагбаумом

xiao yu / Shutterstock.com

По данным ГИБДД, количество автомобилей в России за последние 10 лет увеличилось более чем на 65% и превысило 55 млн. Тем самым все острее становится проблема отсутствия парковочных мест.

Довольно часто, не имея возможности припарковаться рядом с офисом, торговым центром или даже собственным домом, автолюбители оставляют свои машины во дворах соседних домов.

Желая защитить свой двор от непрошеных гостей, собственники стали все чаще устанавливать шлагбаумы, ограничивающие проезд на территорию многоквартирного дома.

В некоторых случаях жильцы даже согласовывают особый порядок въезда и выезда автомобилей, вводя различные требования и ограничения. Но вправе ли ТСЖ заблокировать шлагбаум, чтобы собственник, нарушивший такой порядок, не мог попасть во двор? Верховный Суд Российской Федерации дал ответ на этот вопрос.

Суть дела

9 июня 2013 года на общем собрании собственники жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся под управлением ТСЖ “Н”, решили установить автоматические шлагбаумы с дистанционным управлением и утвердить Порядок пользования земельным участком. Так, например, право въезда на территорию дома было предоставлено исключительно собственникам (на личном автотранспорте).

При этом владельцу пульта дистанционного управления от шлагбаума запрещалось использовать его для въезда во двор других автомобилей. Контроль над въездом постороннего транспорта на территорию был отдан диспетчеру – попасть во двор можно было только по предварительному согласованию с ним.

В качестве санкции за нарушение этого порядка была предусмотрена блокировка электронного устройства.

П., являясь собственником квартиры в указанном доме, сдавал ее другим лицам и, соответственно, передал им пульт управления шлагбаумом. Но поскольку квартиросъемщики собственниками помещения не являлись, ТСЖ сочло, что был нарушен утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком, и заблокировал эти пульты.

10 марта 2016 года П. обратился к ТСЖ, потребовав предоставить ему пульт дистанционного управления шлагбаумом, но получил отказ. Осуществлять въезд во двор ему предложили по предварительному звонку диспетчеру. Такое решение П.

счел явным нарушением своих прав, так как ему был закрыт свободный подъезд к его дому и ограничена парковка его автомобиля во дворе.

Все это он расценил как создание со стороны ТСЖ препятствий, мешающих ему пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью.

Позиции судов

В результате П. подал в суд иск с требованием обязать ТСЖ изготовить и передать ему два исправных пульта дистанционного управления от шлагбаума и не чинить препятствий в пользовании земельным участком.

Однако районный суд в иске отказал (решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 г. по делу № 2-5679/2016).

Суд признал позицию ТСЖ обоснованной, отметив, что причиной блокировки пультов стало использование придомовой территории лицами, не являющимися собственниками квартир, что нарушило утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком.

Более того, добавил суд, решение общего собрания собственников, которым этот порядок был утвержден, не было признано недействительным, а потому подлежит применению и является обязательным для всех собственников, включая П.

Он обжаловал это решение, но апелляция поддержала позицию суда первой инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2017 г. по делу № 33-1896/2017).

С таким исходом дела П. не согласился и потому решил обратиться с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот нашел основания для отмены актов нижестоящих судов (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 ноября 2017 г. № 78-КГ17-80).

Суд напомнил, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса, п. 1-2 ст. 244, ст. 246, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса).

Тем самым, пояснил ВС РФ, блокировка пультов управления шлагбаумом и, следовательно, запрет П. въезжать на придомовую территорию незаконны. Решение ТСЖ нарушает права и законные интересы истца как собственника квартиры на беспрепятственный доступ к общему имуществу, а также на парковку его автомобиля в любое время суток на любом свободном месте на придомовой территории.

Суд также обратил внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания собственников в качестве санкции за нарушение установленного порядка пользования земельным участком. Тот факт, что утвержденный общим собранием собственников порядок не был признан недействительным, не является безусловным основанием для его применения, подчеркнул ВС РФ.

По мнению кассации, нижестоящим судам следовало руководствоваться правилом, согласно которому суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должен применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 11 ГПК РФ). Это правило, указал Суд, относится не только к нормативным правовым актам, принятым органами публичной власти, но и к локальным нормативным актам, каковым является утвержденный общим собранием собственников Порядок пользования земельным участком.

С учетом этого ВС РФ отменил обжалуемые акты и направил дело на новое рассмотрение.

Экспертное мнение

В рассмотренном случае речь шла о нарушении прав собственника. А как быть с квартиросъемщиками – вправе ли ТСЖ ограничить их въезд во двор? И можно ли не пускать на территорию клиентов фирм, расположенных на первых этажах жилого дома? Портал ГАРАНТ.РУ задал эти вопросы экспертам и узнал их мнение.

МНЕНИЕ

Иван Шевельков, генеральный директор Юридического центра “Высшая инстанция”:

“Если собственник жилого помещения передает часть своих прав по договору аренды, к арендатору также переходит право пользования придомовой территорией, к которой относится и парковка (ст. 209, ст. 606 ГК РФ). Ограничение права арендатора на пользование ею будет незаконным.

Что касается прав на парковку для клиентов юридических лиц, располагающихся на первых этажах жилых домов, стоит отметить следующее.

Любое занятие парковочного места лицами, не являющимися собственниками недвижимости, чья придомовая территория используется в качестве парковки, должно совершаться с согласия собственников жилья либо не совершаться вовсе, так как чаще всего количество таких парковочных мест существенно ограничено”.

МНЕНИЕ

Алина Дмитриева, юрисконсульт компании “Мой Семейный Юрист”:

“Решая вопрос о парковке на территории многоквартирного дома третьих лиц, необходимо руководствоваться положениями, установленными общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Если заключен договор найма жилого помещения, то лица, указанные в договоре, имеют право получить электронные ключи от шлагбаума и въезжать на территорию дома.

Если на общем собрании не было принято решение о въезде третьих лиц во двор, то необходимо в досудебном порядке оспаривать блокировку пульта, переданного собственником квартиры.

Важно отметить, что если юридическое лицо принимает клиентов по зарегистрированному адресу, то жильцы многоквартирного дома могут запретить въезд на территорию дома только в судебном порядке, так как юридическое лицо, владеющее помещением на законных основаниях, имеет такие же права, как и собственники квартир”.

МНЕНИЕ

Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“Нередко собственники квартир за вознаграждение или без такового передают свои пульты управления шлагбаумом третьим лицам, чтобы те могли использовать их парковочные места.

Подобные действия незаконны, поскольку земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и, следовательно, для этого необходимо решение общего собрания (ст. 247, ч. 2 ст.

290 ГК РФ, ст. 44 Жилищного кодекса).

Применительно к парковке клиентов расположенных в доме фирм важно отметить, что собственники не вправе общим собранием препятствовать собственнику или иному лицу, владеющему на законных основаниях нежилым помещением, пользоваться участком, но они вправе не пускать на участок транспортные средства третьих лиц”.

МНЕНИЕ

Константин Орлов, основатель онлайн-системы Домсканер:

“Чтобы на законных основаниях ограничить въезд во двор, собственники многоквартирного дома должны на общем собрании принять решение о Порядке въезда на территорию. Как правило, этот Порядок прописывают в общем Положении об использовании придомовой территории.

Соответственно, после принятия такого документа собственники получают пульты от шлагбаума. Кому они передадут их дальше (съемщикам жилья, тем, кто работает в офисе недалеко от дома), остается на совести самих владельцев.

ТСЖ в праве заблокировать некоторые пульты, если люди начинают продавать свои парковочные места. Поэтому мы рекомендуем собственникам указывать в Порядке въезда на территорию, что никто не вправе передоверять пульты и передавать их третьим лицам.

Если же подобный документ не был принят специально на общем собрании жильцов, запрещать парковку клиентам юридических лиц (салонов красоты, ветеринарных клиник и т. д.) незаконно”.

МНЕНИЕ

Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов “Комиссаров и партнеры”:

“Само по себе парковочное место не может быть отдельным объектом гражданских прав и, следовательно, предметом купли-продажи.

Исключение составляют случаи, когда предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места) описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Таким образом, передача пультов управления третьим лицам должна квалифицироваться как фактическое действие, необходимое для предоставления в пользование части общего имущества, и не может быть ограничена ТСЖ при отсутствии со стороны управомоченного лица злоупотребления правом.

Запрещение парковки во дворе клиентам юрлиц возможно путем принятия соответствующего решения собственниками многоквартирного дома при условии, что эти клиенты занимают площадь общего имущества непропорциональную доли в праве общей собственности, что создает препятствие иным собственникам в пользовании имуществом либо иным образом нарушает их права и законные интересы. Жильцы вправе прибегнуть к самозащите своих прав, если они считают, что клиентами юрлица нарушаются их права, но только при условии соответствия самозащиты способу и характеру нарушения”.

ЖКХ, недвижимость, обязательства, сделки, парковка, права человека, практические ситуации, транспорт и перевозки, ВС РФ, Алина Дмитриева, Андрей Комиссаров, Иван Шевельков, Константин Орлов, Юрий Аванесов

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/article/1154635/

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседями

Проезд во двор со шлагбаумом

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседямиПопытки жителей домов избавиться от «чужих» автомобилей во дворах с помощью шлагбаумов спровоцировали волну новых конфликтов уже между самими соседями: одни не желают платить за ограждение, другим не хватает места. Итогом таких споров порой становится запрет на парковку отдельным соседям. Суды, как правило, встают на сторону обиженных. За попытку застолбить за собой место с помощью металлических раскладывающихся блокираторов можно оказаться в суде, предупреждают юристы.

Все чаще жители многоквартирных домов в российских мегаполисах с помощью шлагбаумов ограничивают въезд во двор для машин посторонних граждан. Активно эта практика развивается в Москве, где местные власти даже частично компенсируют расходы на установку ограждения, выплачивая им до 100 тыс. рублей за один шлагбаум.

Такой возможностью уже воспользовались порядка 1,5 тыс. домов. Профит, казалось бы, для всех: и для чиновников, развивающих в городе сеть платных парковок, и для жителей дома – двор становится свободнее, и шанс оставить там свою машину повышается.

На деле же вышло несколько иначе: соседи стали выяснять отношения: кто вправе парковаться во дворе, а кто – нет. И в ряде случаев общее собрание жителей дома лишало такого права некоторых соседей – у них отбирали брелки от шлагбаума или не выдавали их вовсе.

Поводом для таких решений становились отказ оплачивать установку или абонентскую плату за шлагбаум, нарушение правил парковки во дворе, в том числе закрепленных на собрании жителей, а не Правилами дорожного движения, следует из материалов судебных дел.

Например, жители одного московского дома не пускали на парковку сразу пятерых своих соседей, которые отказались вносить абонентскую плату за шлагбаум без предоставления им финансовой отчетности.

Но вместо заветных квитанций и документации, следует из решений судов, инициативная группа соседей, ратовавшая за установку шлагбаума, запретила им оставлять машины во дворе.

Схожая ситуация произошла и с москвичкой, которая лишилась права оставлять машину во дворе по решению соседей-автомобилистов «за нарушение правил парковки и правил въезда».

Суды в таких случаях признают санкции незаконными и обязывают их инициаторов не чинить препятствия соседям в доступе на придомовую территорию.

Жители дома не могут лишить кого-либо из соседей права пользоваться парковкой во дворе, говорят российские суды. Собственникам квартир «принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома», к которому относится и земельный участок.

«Придомовой земельный участок многоквартирного дома, как и подвал или подъезд, входит в состав общего имущества сособственников многоквартирного дома. При этом он может быть как оформлен в общую собственность жильцов дома, так и не оформлен», – говорит адвокат Александр Липатников.

Кроме того, суды, вынося решения в пользу изгнанных с парковки жителей дома, ссылаются на отсутствие у общего собрания жильцов компетенции принимать соответствующие решения. По Жилищному кодексу РФ оно «не наделено полномочиями по ограничению собственников жилых помещений многоквартирного дома на пользование общим имуществом».

«Запреты как собственникам квартир и нежилых помещений, так и их арендаторам въезжать на придомовую территорию противоречат действующему законодательству, поскольку нарушают право на беспрепятственный доступ к общему имуществу», – объясняет доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Наталья Залюбовская.

«Власть собрания собственников квартир не беспредельная, и его решения не могут противоречить закону», – соглашается гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов.

В связи с этим, отмечает Александр Липатников, ключи от шлагбаума во дворе должны получить все собственники квартир.

Оплата за шлагбаум не дает автовладельцу право на конкретное место. А долги за пользование шлагбаумом «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во двореПетр Кассин/Коммерсантъ/Vostock Photo

Суды дали ответ и на вопрос инициаторов появления шлагбаумов во дворах, как быть с неплательщиками за установку и обслуживание.

«Вопросы оплаты за пользование шлагбаумом решаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ», говорится в решении Московского городского суда по упомянутому выше делу пяти москвичей.

То есть если соседи самостоятельно к компромиссу не пришли, то спор стоит разрешать в суде. Долги за пользование шлагбаумом, пояснил Мосгорсуд, «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во дворе.

Через суд также придется решать спор, если желающих парковаться больше, чем мест во дворе, а автовладельцам договориться не удается. В этом случае порядок пользования стоянкой придется устанавливать через суд, говорит адвокат из конторы «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева.

Более того, оплата за шлагбаум, охрану и другие платежи не дают автовладельцу право на конкретное место, уточняет Наталья Залюбовская. Жилищный кодекс РФ запрещает выделять и отчуждать доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме. По этой же причине, говорит она, никто не вправе лишить жителя права пользоваться этим имуществом в связи с отсутствием парковочных мест.

Металлические раскладывающиеся блокираторы, цепочки на замке, старые покрышки периодически встречаются во дворах и свидетельствуют о том, что у этого места есть «хозяин».

Иногда они появляются по согласию соседей в обмен на благоустройство автовладельцами парковочных мест, дворовой территории.

Однако никакие «добрые дела» не дают человеку права считать это место своим и мешать другим им пользоваться, объясняют юристы. Установка различных запирающих устройств незаконна, говорят они.

Несогласные с таким «разделом» двора вправе обратиться в суд, который предпишет нарушителю демонтировать конструкцию. Кроме того, ему будет грозить административный штраф от 5 тыс.

рублей за самовольное занятие земельного участка, говорит Александр Липатников. Помимо этого, человека могут наказать – штраф от 5 тыс. до 10 тыс.

рублей – за порчу дорожного полотна, если при установке заграждения оно было испорчено, уточняет Валерий Глазунов.

Самостоятельно демонтировать запирающие устройства, пусть даже и незаконные, юристы не рекомендуют. «Самостоятельный демонтаж, равно как и порча чужого имущества, пусть и незаконно установленного, также будет являться нарушением. За такие действия, помимо административной ответственности, может наступить и материальная.

Демонтажем должен заняться либо сам нарушитель, либо уполномоченные организации, но никак не соседи, которым мешает самовольно установленное ограждение», – предупреждает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

В интернете встречаются жалобы автомобилистов на то, что из-за конфликта по поводу места на парковке им порезали колеса или поцарапали машину либо облили ее какой-нибудь краской.

Управу на оппонента в таком случае найти можно, обнадеживает Румянцев: за такие действия ему грозит ответственность вплоть до уголовной, кроме того, он должен компенсировать ущерб, причиненный имуществу. Но сначала виновника нужно найти, а ущерб – задокументировать и оценить.

Для этого придется обратиться сначала в полицию с заявлением об умышленном повреждении имущества. Если ущерб свыше 5 тыс. рублей, то нужно просить возбудить уголовное дело, если меньше – административное, говорит Олеся Спиричева.

Проще будет найти виновника, если в машине был включен видеорегистратор, отмечает Дмитрий Лесняк из юркомпании BMS law firm.

«Самое сложное в таких делах – доказать, что вред автомобилю причинило определенное лицо.

Наличие четкой видеозаписи с камеры наблюдения или видеорегистратора существенно увеличивает шансы на победу в суде», – соглашается Олеся Спиричева.

Впрочем, не всегда доходит до порчи имущества. В борьбе за место во дворе соседи порой устраивают пакости друг другу – в ход идут спущенные колеса, грязь или смывающаяся краска, яйца с пшеном и т. д. В этом случае инициаторы «злодейства» считают, что наказывать их не за что. Это не так, полагает Валерий Глазунов.

Если вреда имуществу нет, а виновник известен, то можно попытаться его наказать за хулиганство. Кодекс об административных правонарушениях сулит за такие действия штраф до 1000 рублей.

Источник: https://news.rambler.ru/other/41923413-kak-shlagbaumy-vo-dvorah-prevratilis-v-instrument-razdora-mezhdu-sosedyami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.