Уполномоченный по правам ребенка в беларуси

Законы Республики Беларусь о правах ребенка и ответственность за их нарушение

Уполномоченный по правам ребенка в беларуси

Как известно, степень цивилизованности страны определяется по тому, как общество относится к самым слабым своим членам – старикам и детям. Именно поэтому соблюдение прав ребенка, их защита и обеспечение их всех необходимым для жизни и взросления – неотъемлемая часть социальной политики развитых стран.

Доступное образование, медицина, государственная поддержка сирот и малоимущих, органы опеки и психологической помощи и многое другое – забота о несовершеннолетних в разных странах проявляется по-разному. Каковы же права ребенка в Беларуси? Чем и как они гарантируются и что грозит за их нарушение?

Место прав несовершеннолетних и их защиты в законодательстве РБ

Защита прав несовершеннолетних в Беларуси обеспечена законодательно. Самый главный документ Республики Беларусь, имеющий наивысшую юридическую силу, — это Конституция РБ.

По сути, именно в Конституции закреплены основополагающие правовые нормы и принципы, и именно на их основе и сформированы все другие законы и акты страны.

Всё, что связано с защитой детства – обеспечение интересов маленького человека во всех сферах жизни и практически в любых ситуациях, регулируется законом, который был принят еще в 1993 году и так и называется: «Закон о правах ребенка». Кроме того, Беларусь является страной, в которой действует Конвенция ООН.

Согласно этому документу, ребенком считается человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Однако в «Законе о правах» отдельно оговорены случаи, когда человек признается дееспособным (а значит, взрослым) до своего восемнадцатилетия, например в случае эмансипации. Тогда человек уже не считается ребенком и не подпадает под действие данного закона.

Основные права ребенка в Республике Беларусь

Основные права прописаны в соответствующем законе. В принципе, чтобы составить о них представление, достаточно прочитать перечень заголовков статей, из которых и состоит законодательный документ: право на жизнь, на охрану здоровья, на имя, на отдых и труд и т. д.

Отдельно вынесены статьи, регулирующие права малышей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, например инвалидов или оставшихся без попечения родителей.

Общие

В главе 1, которая так и называется – «Общие положения» — обозначены основополагающие права несовершеннолетних, по сути являющиеся общими и для всех людей независимо от возраста.

Общими правами являются, в частности:

  • на жизнь – неотъемлемое право любого человека. В Беларуси к несовершеннолетнему также не может быть применена смертная казнь и пожизненное заключение;
  • на охрану и укрепление здоровья – несовершеннолетним оказывается бесплатная медицинская помощь, организуется санаторно-курортное лечение, а матерям оказываются надлежащие условия во время беременности, родов и послеродовой период;
  • равноправие детей – нет различия детей ни по расе или нации, ни по полу или состоянию здоровья, ни по социальному или имущественному положению, ни по каким-то иным обстоятельствам. В РБ все дети равны;
  • на гражданство;
  • на достойный уровень жизни – каждый маленький член общества имеет право получить все условия, необходимые для его нормального роста и развития: как физического, так и умственного;
  • на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия – несовершеннолетние должны быть защищены от любых видов насилия или унижения, принуждения к противоправным действиям;
  • на определение отношения к религии – никто, в том числе и родители, не имеет право навязывать ребенку какие-либо религиозные взгляды. Он имеет полное право сам определить свою религиозность.

«Закон о правах» предполагает и наличие обязанностей. Так, несовершеннолетние обязаны соблюдать законы своей страны, а также уважать и соблюдать права окружающих их людей. Они должны получать знания, изучать культуру и традиции, заботиться об окружающей среде.

В семье

По факту рождения у каждого малыша есть семья: мама и папа, бабушки и дедушки, другие родственники.

Во второй главе закона под названием «Ребенок и семья» приведены «семейные» права:

  • на проживание в семье – любой малыш имеет право знать свою семью, жить в своей семье, получать от нее заботу и поддержку;
  • права ребенка, проживающего отдельно от родителей – если так получилось, что он живет не с родителями, на встречи с ними;
  • на имущество – в соответствии с возрастом и другими законами Республики Беларусь каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом и совершать с ним различные сделки (например, бытовые). Также у всех детей есть обязательное право на наследство от своих родителей;
  • на жилище – у каждого ребенка должен быть свой дом. Это право реализуется с помощью жилищного законодательства РБ;
  • ответственность семьи за ребенка – опекуны (родители или иные люди) обязаны заботиться о малыше и дать ему всё необходимое для полноценного взросления: образование, воспитание, заботу о здоровье. Кроме того, дети не могут находиться на улице с 23 часов вечера до 6 часов утра без сопровождения взрослых;
  • на имя – при рождении малыша родители обязаны дать ему имя. При этом впоследствии он может изменить его согласно законодательству РБ;
  • социальная защита семьи государством – государство не только регламентирует права детей и обязанности их родителей, но и оказывает семьям помощь в виде пособий или льгот для обеспечения прав каждого в зависимости от ситуации.

В обществе

Третья глава регламентирует отношения несовершеннолетнего и общества, полноправным членом которого он является с рождения.

Основными правами детей в обществе являются:

  • приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию – в Беларуси действуют различные организации и объединения, благодаря которым осуществляется информирование детей о достижениях мировой культуры и науки, обеспечивается доступность печатных изданий и т. п. Защита детей от «вредной» информации осуществляется законодательством РБ;
  • на образование – каждому маленькому жителю Беларуси гарантируется получение бесплатного образования;
  • на труд – любой ребенок имеет право на выбор профессии, никто не может его заставить получать ту специальность, что ему не по душе. В Беларуси несовершеннолетние могут официально работать с шестнадцати лет (а при получении письменного согласия родителей – с четырнадцати);
  • на отдых – в свободное от учебы время ребенок имеет право заниматься тем, что ему интересно. Государство обеспечивает это право путем предоставления огромного количества детских досуговых центров, спортивных учреждений, льгот на посещение объектов культуры и т. п.

В неблагоприятных условиях

К сожалению, любой человек, в том числе и ребенок, может попасть в сложную ситуацию, ухудшающую его жизнь. Например, он может остаться без попечения родителей, приобрести инвалидность или просто родиться с особенностями развития.

«Закон о правах ребенка» также регулирует права несовершеннолетних в неблагоприятных ситуациях:

  • защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – им предоставляется особая защита от государства: их пытаются устроить в семьи родственников или других граждан Республики Беларусь (с учетом в первую очередь детских интересов), для них создаются условия, приближенные к семейным, они имеют определенные социальные льготы;
  • права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития – таким детишкам гарантируется оказание бесплатной медицинской, педагогической, психологической помощи, а также оказание подобной помощи их родителям. Государство пытается максимально социально реабилитировать пострадавших малышей, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества.

Ответственность за нарушение прав ребенка в Беларуси

Законодательство обязывает родителей соблюдать права несовершеннолетних и нести ответственность за своих детей.

Это значит, что родители должны заботиться о чаде и обеспечить его безопасность, предоставить ему возможность получить образование, своевременно получать медицинскую помощь (в том числе профилактическую), следить за тем, чтобы они не оказались вовлечены в какие-либо противозаконные объединения и т. п.

Если родители не справляются со своими обязанностями, они могут быть лишены родительских прав, но это крайний случай.

Чаще всего органы опеки и попечительства пытаются изменить отношение родителей к своим обязанностям и обеспечить права несовершеннолетних в семье и обществе.

Ответственность родителей регулируется Кодексом о браке и семье Республики Беларусь.

Также возможно нарушение прав ребенка не родственниками, а совершенно посторонними людьми. Попытка похищения или насилия, приобщения к алкоголю или наркотикам, предоставление вредной информации.

Невозможно перечислить все угрозы, которые сегодня могут подстерегать ребенка. Все эти правонарушения и ответственность за них регулируются Уголовным и Административным Кодексами Республики Беларусь.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/zashhita-prav/rebenka-v-belarusi.html

Зачем Беларуси омбудсмен. Мнение Натальи Поспеловой

Уполномоченный по правам ребенка в беларуси

В преддверии Международного дня защиты детей давайте сравним эффективность механизмов защиты детства в нашей стране и за ее пределами.

Наталья Поспелова. Фото с сайта choice.by

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления.

Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.

by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой».

Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора: nastapos@mail.ru.

Дискуссия о том, нужен ли нам уполномоченный по правам детей (омбудсмен) или у нас его с успехом заменяет Национальная комиссия по правам ребенка, — на протяжении последних тридцати лет то затихает, то обостряется.

В нынешнее неспокойное время, когда буквально каждый взрослый сомневается в вопросах допустимых и возможных методов воспитания детей, как своих, так и чужих, — эта дискуссия может оживиться.

Поэтому полезно проанализировать, какая из двух конструкций — омбудсмен и Нацкомиссия — лучше для детей, а значит, и для взрослых.

Впервые об омбудсмене или уполномоченном по правам ребенка в Беларуси заговорили в начале 90-х, когда активно продвигались идеи прав ребенка, человека и необходимости их всемерной защиты. В те далекие годы нам хотелось приблизиться к демократическим институтам и уйти от советских способов регулирования правоотношений «взрослый — ребенок».

Но как-то не срослось, и, несмотря на то что сегодня уже более чем в сотне стран работают офисы «детских» и «взрослых» омбудсменов, — мы в этом вопросе идем своим путем. У нас вместо одного уполномоченного — целая Национальная комиссия, которая работает вот уже более четверти века.

На первый взгляд, комиссия — даже как-то основательнее, коллегиальнее и внушительнее. Не поспоришь: в Национальной комиссии собраны люди представительные, обладающие властью и должностями, имеющие собственный опыт воспитания детей. Есть и ученый, есть и рабочий (родитель-воспитатель детдома семейного типа), есть и представитель интеллигенции. Советские комиссионные расстановки соблюдены.

Но, опять же по-советски, т.е. как-то совершенно негласно работает Национальная комиссия. Вот захочет обычный родитель ознакомиться с насущными задачами и трендами защиты детства: не тут-то было! Материалы работы Нацкомиссии публике недоступны.

У комиссии даже сайта нет.

Между тем у наших самых ближайших соседей (в Украине, России) уполномоченные по правам детей имеют не только сайты, но и целые офисы с экспертными советами и различными общественными инициативами и такими же общественными помощниками.

Даже приблизительное сравнение объемов деятельности уполномоченных по правам ребенка и нашей Национальной комиссии, к сожалению, не в нашу пользу: уполномоченные работают ежедневно, а наша комиссия собирается… «не реже одного раза в полугодие».

Омбудсмены внимательно следят за ситуациями, происходящими с детьми, и немедленно реагируют на них, публично выступая, выражая свое экспертное мнение или непосредственно вмешиваясь в ситуацию.

Наша Национальная комиссия по правам ребенка в этом плане не особо активничает: никто не знает мнения и позиции Нацкомиссии в отношении резонансных случаев с участием детей, будь то очередное громкое похищение ребенка родителями друг у друга, педагогическое насилие (матерщина или рукоприкладство на глазах и в отношении школьников), травматичное изъятие детей из семьи с целью изменить отношение их родителей к жизни.

Ни слова не проронила Национальная комиссия по правам ребенка о пандемических метаморфозах с длительностью каникул, началом и окончанием учебных четвертей, выпускными и вступительными экзаменами… Будто все эти дела не детей касаются, а просто прохожих. Остается терзаться вопросами: то ли комиссия считает ненужным выражать свое мнение, то ли взрослым и так все должно быть ясно, чего тут рассусоливать.

По мнению ряда заявителей, подача заявления в Национальную комиссию является делом бесполезным. Вместо решения вопроса люди получают письменные рекомендации, куда они могут обращаться за решением своей проблемы.

В результате заявители теряют время в напрасных надеждах, что особенно болезненно в ситуациях трансграничных похищений детей. К примеру, одна белорусская мама, чей сын был незаконно и насильно оставлен у кавказских родственников покойного супруга, не смогла получить помощи у Нацкомиссии.

Собственно, как ни парадоксально, комиссия по правам ребенка защитой этих прав и не занимается. Она их просто рассматривает и анализирует.

Возможно, кто-то скажет, что в нашей стране и без всяких там омбудсменов достигнут высочайший уровень защиты детства, поэтому и Нацкомиссия почивает на лаврах, изредка собираясь и зачитываясь аналитикой, собранной исполнительными ведомствами, отвечающими за счастье детей в стране. Но не все так радужно.

Детство нуждается сегодня в защите не меньше, а даже больше, чем в прежние времена.

Появилось немало новых вызовов, которые постоянно проверяют систему защиты детей на прочность, и, к сожалению, система нередко проходит эти испытания с отрицательным результатом.

Взять хотя бы те же споры родителей о детях, которые выливаются в международные скандалы и похищения детей, когда папы или мамы вывозят детей за пределы Беларуси в надежде спрятаться и таким образом застолбить свои права на воспитание детей.

Очевидно, что номинальное подписание страной соответствующих международных документов не приблизило нас к счастливому «завтра» детей, оказавшихся в котле родительских разборок, если международные механизмы их защиты игнорируются судами, прокуратурой, органами опеки и не включаются то ли по незнанию, то ли из-за желания потешить национальное самолюбие и потанцевать на идее «мы своих не отдаем». Ну так и нам наших никто не отдает в виде алаверды: о мытарствах белорусских пап и мам, чьи дети сегодня за границей без их разрешения, мы узнаем крайне редко, т. к. побед на этом поприще мало, а случаев много.

Вот тут как раз и поле для деятельности Нацкомиссии: а плотно ли имплементированы в национальную правоприменительную практику международные правозащитные механизмы? А какие барьеры существуют на пути к реализации на практике механизмов, предотвращающих международные аспекты похищения детей?

Не менее актуальным вопросом для Нацкомиссии сегодня является защита права на жизнь и воспитание в семье детей, чьи родители поражены в правах на воспитание в силу наличия болезни, особенностей психофизического развития. Ежегодно детей из таких семей отбиралось почти на два детдома. А в прошлом году этот показатель был перекрыт почти на треть и составил 195 детей…

Дальше — что? Этим детям, как и всем другим, жизненно необходима связь и контакты с родителями. Кто и как это обеспечит? Мы упорно не признаем, что категорию детей, отобранных по причине особенностей здоровья их родителей, можно существенно сократить, обеспечив социальный патронат таких семей на местном уровне.

Но нет ни нормативной базы, ни практика такая (а она, пусть единичная, есть) — не распространяется.

Нам «выгоднее», чтобы такие дети все детство провели на казенной краюхе хлеба? Почему Нацкомиссия не обращает свое комиссионное внимание на возможности решить эту серьезную общественно-детскую и затратную для нашего бюджета проблему?

Пристального внимания Нацкомиссии требует вопрос дальнейшей концентрации власти одного должностного лица — министра образования — в межведомственном процессе международного усыновления.

Очевидно, что в таких обстоятельствах шансы на объективное рассмотрение вопроса о каждом случае заграничного усыновления детей значительно уменьшаются.

То, что, по статистике, в 2018 году оно резко растет, а в 2019-м на треть сокращается, несмотря на ситуацию годами стимулируемого международным оздоровлением «спроса», лишь подтверждает этот тезис.

Почему до сих пор интернатные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей продолжают оставаться контейнерами и хранилищами для воспитанников? Когда такие учреждения получат право и освоят функции учреждений (служб) по семейному устройству и сопровождению переданных в семьи детей?
Почему нет движения в разработке законодательной базы благотворительности? Благотворительность есть, псевдоблаготворительность — тоже имеется, и участившиеся злоупотребления на почве благотворительности не способствуют формированию порывов граждан поделиться теплом своей души и денежными средствами. Как сделать эти порывы адресными и полезными для нуждающихся, ведь это то, что способствует консолидации нашего общества и улучшает качество жизни тех, кому не повезло родиться здоровым и обеспеченным?

Есть еще множество вопросов, которые не нуждаются в комиссионном заслушивании и анализах, а требуют решения. И омбудсмен здесь был бы кстати, во всяком случае эффективнее, чем собирающаяся раз в полгода под красивой и многозначительной вывеской когорта должностных лиц.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://news.tut.by/society/686762.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.